Телекоммуникационная сеть специального назначения (ТССН), которая призвана стать «кровеносными сосудами» украинских спецслужб и военных подразделений, не будет вовремя передана на баланс Госслужбы специальной связи и защиты информации. В субботу, 1 ноября, этот срок, установленный постановлением Кабмина от 17 сентября, истекает.
Перевод стрелок
Между основными участниками процесса — «Укртелекомом», Госспецсвязи, Фондом госимущества Украины (ФГИУ) — до сих пор нет взаимопонимания по этому вопросу. Напомним, согласно условиям приватизации «Укртелекома» в 2011 г., покупатель этого госпредприятия (компания ЕСУ) должен был бесплатно создать до мая 2013 г. выделенную ТССН для функционирования системы правительственной связи и ведомственных сетей спецпользователей и передать ее Госспецсвязи.
В ближайшее время Госспецсвязи доложит Кабмину о ходе выполнения его распоряжения. Об этом сообщил «Капиталу» советник главы этого ведомства Виталий Кукса. Как выяснил «Капитал» из своих источников в Госспецсвязи и правительстве, ведомство попросит либо увеличить срок, либо изменить условия передачи. Косвенно подтверждает промедления и Кукса: ФГИУ согласовал порядок передачи сети, а вот Минэкономразвития пока досылает правки. «Это ведомство считает себя притянутым за уши и все время находит какие‑то формальные предлоги не ставить свою подпись под документом», — добавляет собеседник «Капитала» в Кабмине. При этом «Укртелеком» декларирует полную готовность по передаче сети в собственность Госспецсвязи. «ТССН была создана и готова к эксплуатации еще с апреля 2013 г.», — заявил директор «Укртелекома» Юрий Курмаз.
Один из собеседников издания полагает, что государство могло бы уже давно начать эксплуатацию ТССН, что во многом улучшило бы работу спецслужб. Но у специалистов госорганов пока недостаточно компетенции для такой работы. «Поэтому некоторым из них выгодно держать ситуацию в подвешенном состоянии. Они просто боятся ответственности», — констатирует он.
Непонятно, кто что должен
Сеть может быть не передана еще и потому, что участники процесса до сих пор высказывают разные версии о том, что конкретно должно быть создано «Укртелекомом», а что — спецпользователями. Госфининспекция и СБУ считают, что «Укртелеком» существенно сэкономил на создании ТССН во времена прежней власти. Из акта ревизии Госфининспекции следует, что Госспецсвязи в 2012 г. получила одобрение президента и Минфина на выделение 220 млн грн бюджетных средств на нужды строительства новой сети.
1 ноября истекает срок передачи Телекоммуникационной сети специального назначения на баланс Госслужбы специальной связи и защиты информации
Поэтому проверяющий орган направил Госспецсвязи рекомендацию взыскать с ЕСУ эти деньги. Госспецсвязи обратилась в суд и потребовала признать, что это не ее дело — требовать денег от покупателя «Укртелекома». Но первую инстанцию она 10 октября проиграла. Суд поддержал ответчика в том, что за счет средств государства фактически были созданы узлы магистрального и регионального уровней выделенной ТССН. «У нас не было договорных отношений с «Укртелекомом», в рамках которых мы могли бы затребовать эти средства. Ведь мы этих денег ему не платили», — объясняет позицию ведомства Виталий Кукса. По его словам, Госспецсвязи уже подала апелляцию. Отношения у покупателя «Укртелекома» были с ФГИ. Но ведомство даже не удосужилось прислать своего представителя на суд.
Представители «Укртелекома», наоборот, придерживаются позиции, что они все сделали согласно договору о приватизации. «Укртелеком» с использованием современного цифрового оборудования создал во всех регионах защищенные узлы спецсвязи, которые объединены в выделенную ТССН», — говорит директор компании.
А уже чтобы входить в сеть, Госспецсвязи закупила конечное оборудование. «Это оборудование предназначено в том числе для шифрования, агрегации и управления маршрутизацией трафика, доступ к которому должны иметь только специальные пользователи. Поэтому они (Госспецсвязи) его и закупают», — считает Юрий Курмаз.
Виртуальный оператор вместо госсети
Понять, кто прав, здесь будет достаточно сложно. «Все документы между ЕСУ, «Укртелекомом» и Госспецсвязи были составлены довольно расплывчато, чтобы «Укртелеком» мог их вольно трактовать», — говорит один из собеседников издания в Кабмине. Например, по его словам, в технических условиях нигде не было сказано, что «Укртелеком» должен полностью построить сеть. Везде фигурирует слово «создать», что можно трактовать как «выделение емкости» а не как «передача физической сети».
Юрий Курмаз говорит, что ТССН будет работать по принципу FVNO (виртуальный оператор на базе опорной магистральной сети «Укртелекома»). «Это распространенная мировая практика, когда сети спецназначения создаются на базе крупных национальных операторов», — заявляет он. Техническое обслуживание будет осуществляться «Укртелекомом» на платной основе, говорит Курмаз. Во сколько она обойдется государству, он не уточняет.
По его словам, если строить отдельную инфраструктуру в отдельных зданиях, то, во‑первых, она бы стоила миллиарды гривен, что является нецелесообразной тратой, во‑вторых, была бы гораздо хуже защищена и более подвержена несанкционированному внешнему воздействию. «Такое техническое решение все‑таки рассматривалось еще до принятия условий приватизации «Укртелекома», — вспоминает Виталий Кукса. Он также добавляет, что расходы на него были сопоставимы с созданием нового оператора связи. «На том этапе развития экономики и в условиях политической ситуации тех лет оно было признано нецелесообразным», — резюмирует представитель Госспецсвязи.