Кинотеатры, работающие на территории Крымского полуострова, отказались от сотрудничества с украинскими дистрибьюторами кинофильмов. Об этом «Капиталу» сообщил директор компании «МультиМедиа Дистрибьюшн» (занимает более 10 % украинского рынка дистрибьюции) Роман Мартыненко. «Мы с крымскими кинотеатрами сейчас не работаем. Они полностью переключились на российских дистрибьюторов», — отметил он.
Его слова подтвердила и директор кинотеатра «Ракета» (Евпатория) Наталия Журжа: «Мы теперь российская компания, соответственно и работаем только с российскими поставщиками».
В обход запрета
Как выяснилось, российские дистрибьюторы вышли на крымский рынок в обход запрета от американских мейджоров. Напомним, в марте крупнейшие кинокомпании США, в частности Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal, 20th Century Fox, заявили, что отказываются передавать российским дистрибьюторам права на прокат своих фильмов в Крыму. Компании объяснили это тем, что они не признают вхождение Крыма в состав Российской Федерации.
О таком запрете слышали и представители крымских кинотеатров. «Действительно, такая информация была. Но сейчас нам доступны все фильмы американских производителей без исключения», — отметила Журжа. Она не знает, на каком основании российские дистрибьюторы работают в Крыму и давали ли согласие производители на такую работу. «Главное, что работают», — отмечает менеджер.
Директор компании ICM Максим Кулиш полагает, что официального согласия американских компаний и не было. «По сути в Крыму московские компании прокатывают фильмы иностранных производителей как на своей территории, и не акцентируют внимание на том, что это Крым», — считает он. Еще один собеседник «Капитала» добавляет, что даже если американские мейджоры и узнают, что российские компании поставляют фильмы в Крым, это все равно никак не отразится на их сотрудничестве.
На 30-40% сократился за последнее время украинский рынок кинопроката
«Никто не захочет разрывать договоры, поэтому маловероятно, что иностранные компании применят какие‑либо санкции против российских дистрибьюторов. Им (производителям. — «Капитал») тоже надо зарабатывать, а российский рынок довольно большой и привлекательный», — резюмирует он. Вчера лидер российского рынка кинодистрибьюции компания «Централ партнершип» (представляет Paramount Pictures, Summit Entertainment и других) не ответила на запрос «Капитала».
Двоякий результат
Украинские поставщики кинофильмов оценивают крымский рынок дистрибьюции в 10 % от общего. «Именно столько мы потеряли, когда ушли из Крыма», — рассказывает Роман Мартыненко. По его словам, это усугубило и без того плачевное состояние рынка кинопроката. В общей сложности, по его словам, за последнее время украинский рынок сократился на 30‑40 %. Напомним, в прошлом году его оценивали в $ 100 млн.
«На состояние рынка повлиял значительный рост курса доллара. Ведь все права мы покупаем только в этой валюте. При этом стоимость билетов в украинских кинотеатрах не выросла, так как платежеспособность зрителей тоже упала. Кроме этого, значительную часть дохода мы потеряли из‑за военных действий на востоке», — рассказал собеседник «Капитала».
Несмотря на плохие показатели украинских компаний, крымские кинотеатры говорят о росте своих финансовых показателей. «После подписания контрактов с российскими дистрибьюторами количество зрителей в нашем кинотеатре значительно выросло», — рассказывает Журжа. По ее мнению, рост можно объяснить отказом от фильмов на украинском языке. Как известно, украинские дистрибьюторы поставляют более 50 % иностранных лент на государственном языке. «Показатели в симферопольском кинозале точно не ухудшились. Они сопоставимы с показателями киевских залов», — сообщил «Капиталу» председатель наблюдательного совета компании «Мультиплекс-Холдинг» (76 кинозалов по Украине, в том числе 1 в АРК) Антон Пугач.