Радикальная партия Олега Ляшко (РПЛ) после выборов в Верховную Раду столкнулась с той же проблемой, что и Коммунистическая партия Украины (КПУ) после кампании 2012 г. У политсилы Ляшко пока нет потенциального депутата-мажоритарщика, присутствие которого требует регламент Рады для создания фракции.
Фракция или группа
Радикальная партия Ляшко ведет переговоры с несколькими победителями выборов в Раду в мажоритарных округах об их вхождении в парламентскую фракцию РПЛ. Об этом «Капиталу» рассказал Игорь Попов, который был избран по спискам РПЛ. «Мы понимаем сложности, которые могут возникнуть у нас при регистрации фракции», — заверил собеседник. По предварительным расчетам, РПЛ может рассчитывать на прохождение в Раду 22 своих депутатов, избранных по партийному списку. Но регламент предусматривает, что для создания фракции к ней должны присоединиться депутаты, избранные в мажоритарных округах. По данным Центризбиркома, ни один из 172 кандидатов от РПЛ не имеет шансов быть признанным победителем выборов в одномандатных округах.
«Сегодня идет разговор с теми людьми, кто обязан нам за поддержку на выборах в том или ином виде», — отметил Попов, отказавшись назвать фамилии будущих депутатов, с которыми ведутся переговоры. При этом собеседник подтвердил, что процесс идет непросто, так как кандидаты на присоединение требуют от РПЛ определиться: будет ли она в провластной парламентской коалиции или в оппозиции. «Для некоторых товарищей важно быть около власти, и в оппозицию они идти не готовы», — признает Попов. По его прогнозу, переговоры с самовыдвиженцами будут продолжаться и с открытием первой сессии нового парламента, когда начнется официальное оформление депутатских фракций и групп.
Олег Ляшко смог провести по партийным спискам в Раду более 20 депутатов. Но ни один выдвиженец партии не смог победить в мажоритарных округах, что усложняет создание парламентской фракции
В то же время заместитель председателя РПЛ Олег Куприенко в беседе с «Капиталом» опроверг наличие заинтересованности его партии в самовыдвиженцах. «Мы не та политическая сила, которая будет бегать за депутатами и упрашивать к нам присоединиться. Если желающие сами найдутся — будем разговаривать», — отметил Куприенко. Он утверждает, что радикалов вполне устроит статус депутатской группы. По словам Попова, депутатская группа — это минимальный «вариант». «Депутатские группы имеют те же права, что и фракции. И они являются полноценными участниками парламентской деятельности. Отличную функциональность групп доказали в Верховной Раде прошлого созыва группы «Суверенная европейская Украина» и «Экономическое развитие», уверяет он.
Напомним, перед парламентскими выборами 2012 г. депутаты внесли изменения в регламент Рады относительно создания фракций. Так появилось требование к партиям — для создания парламентского объединения необходимо иметь своего победителя в мажоритарных округах. Первыми трудности с этой нормой возникли у КПУ, кандидаты которой не смогли пройти в Раду по мажоритарной системе. После этого срочно в регламент были внесены изменения, позволяющие создавать фракцию с помощью депутатов-самовыдвиженцев. Компартия сформировала фракцию после вхождения в нее депутата Оксаны Калетник, что вызвало резкую критику в тогдашней оппозиции, где этот процесс назвали незаконным.
Регламент как дышло
Первый заместитель председателя регламентного комитета Валерий Карпунцов (УДАР) признает наличие разночтений нынешней редакции регламента Рады, в котором нормы, регулирующие процесс создания фракций, противоречат друг другу. «В регламент, конечно же, нужно внести ясность относительно подходов к фракционному строительству», — сказал он «Капиталу». Карпунцов сомневается, что в ближайшее время парламент внесет изменения в регламент, но не исключает, что прочтение его норм может быть продиктовано политической конъюнктурой.
Член регламентного комитета Владимир Демидко (Партия регионов) полагает, что Радикальная партия Ляшко в вопросе регистрации своей фракции имеет основания ссылаться на пример Компартии как на прецедент. «Если честно, я не думаю, что Ляшко удастся кого‑то заманить к себе. У него может оказаться меньше человек, чем в самой маленькой фракции, и тогда не получится создать даже депутатскую группу. Его депутаты начнут разбегаться по другим фракциям», — считает Демидко.
Однако источник «Капитала» в «Блоке Петра Порошенко» отметил, что партия может быть заинтересована в регистрации фракции РПЛ и дальнейшем ее сохранении для дополнительных голосов под важные для администрации президента законы. При этом собеседник спрогнозировал, что во фракцию РПЛ могут войти несколько депутатов-самовыдвиженцев, ориентированных на бизнесмена Дмитрия Фирташа или экс-главу администрации президента Сергея Левочкина.