Квартет Kraftwerk, совершивший революцию в электронной музыке еще в конце 1970‑х, а затем в 1980‑х закрепивший за собой славу главных европейских новаторов, продолжает экспериментировать. В 2010 году они начали работу над проектом «Каталог». В его рамках группа перевыпустила свои первые три альбома «Kraftwerk», «Kraftwerk 2» и «Ralf und Florian», присоединив к набору рисунки и фотографии, которые члены команды создавали в процессе работы над пластинками.
В 2011 году артисты увлеклись 3D-видео — некоторые их работы даже выставлялись в мюнхенской галерее Lenbachhаus. В итоге проект превратился в полноценное концертное шоу «3D Catalogue». Исполняя его, музыканты работают со звуком и цветом, а зрителям выдают 3D-очки. 6 ноября Kraftwerk выступят с «3D Catalogue» в недавно открывшемся в Париже Музее современного искусства Фонда Louis Vuitton. После первого шоу немецкие музыканты дадут в Париже еще семь концертов.
La Fondation Louis Vuitton, Париж
6‑14 ноября
С 31 октября по 6 ноября в Париже выступит легендарная электронная группа Kraftwerk, в Ла Скала споет Пласидо Доминго, в Мадриде покажут скульптуры Лоренцо Бернини, а во Львове
продемонстрируют, как из украинской литературной классики сделать графическую новеллу
в Украине
концерт
Mgzavrebi
Stereo Plaza, Киев
31 октября, 19:00
Грузинская группа Mgzavrebi («Странники») приобрела известность у украинских слушателей пару лет назад благодаря композиции «Qari Qris», спетой вместе с отечественным коллективом «ТНМК». С тех пор шестеро грузин, исполняющие мелодичную музыку с национальными мотивами, регулярно выступают в Киеве. На концерте они представят свой свежий альбом «In vino veritas» — пятый в восьмилетней истории команды. Кроме 14 новых композиций, две из которых грузины споют на русском, а одну — на английском, на концерте прозвучат и хиты из предыдущих пластинок Mgzavrebi.
выставка
«Infinity»
Галерея «Мистецька збірка», Киев
до 23 ноября
Отечественный живописец Михаил Деяк показывает восприятие философских и религиозных категорий «рай», «ад», «чистилище», «вечность» в глобализированном мире и размышляет об образах для выражения современного понимания духовности. По его версии, иконы в наше время должны выглядеть как масштабные пейзажи, выполненные в сдержанных тонах и наполненные нефигуративными изображениями. Деяк принципиально не дает названий работам из новой серии «Вечность» — чтобы не ломать эту самую вечность и не мешать зрителям интерпретировать увиденное.
выставка
«Герой поневолі»
Галерея «Дзиґа», Львов
1‑15 ноября
В ноябре 1848 года во Львове, который тогда входил в состав Австрийской империи, начались волнения, которые затем переросли в общеевропейскую «Весну народов». События вдохновили украинского классика Ивана Франко на исторический роман «Герой поневолі». Произведение не стало самым известным в его творчестве, и теперь украинец Кирилл Горишний и румын Михай Тимошенко решили исправить ситуацию. Они представили исторический роман как двухтомную графическую новеллу. Рисунки из нее можно увидеть на новой выставке в галерее «Дзиґа».
за рубежом
опера
«Поворот винта»
Opernhaus, Цюрих
2‑23 ноября
Одной из самых ожидаемых премьер нового сезона в Цюрихской опере станет «Поворот винта» Бенджамина Бриттена. Британский композитор написал эту оперу по мотивам готической повести Генри Джеймса в 1954 году для Венецианской биеннале. Произведение получилось сложным с музыкальной точки зрения, в нем тональная гармония сочетается с диссонансной. По сюжету «Поворот винта» — мистическая драма пополам с захватывающим детективом. В богатый английский дом приезжает новая гувернантка. Она только успевает взяться за воспитание детей, как вдруг в дом наведывается погостить бывший слуга — загадочный тип с темным прошлым. А еще через некоторое время в историю вмешиваются недружелюбные призраки. В роли гувернантки в Цюрихской опере дебютирует восходящая канадская звезда Лайла Клэр.
выставка
Фрэнк Гери
Fondation Louis Vuitton, Париж
до 16 марта 2015
В Париже открылся новый Музей современного искусства Фонда Louis Vuitton. Владелец компании LVMH и известный коллекционер Бернар Арно строил его последние 13 лет и планировал открыть еще в 2010 г. Но процесс затянулся, а бюджет в итоге составил $ 143 млн. В конце октября здание, спроектированное канадско-американским архитектором Фрэнком Гери, наконец открылось. Основную экспозицию посетители смогут увидеть только в следующем году. Пока же первая выставка — это дань уважения самому 85‑летнему Гери, который стал международной звездой после того, как создал здание Музея Гуггенхайма в Бильбао. Архитектор демонстрирует, как продвигалась работа над зданием музея. «Я никогда не проектировал ничего подобного», — говорит Гери о строении, напоминающем по форме облако из стекла. На выставке, разместившейся на первом этаже музея, собраны 60 макетов, созданных Гери в процессе проектирования музея.
опера
«Симон Бокканегра»
Teatro Alla Scala, Милан
31 октября — 19 ноября
Оперу «Симон Бокканегра» итальянец Джузеппе Верди завершил в 1857 г., однако в XIX веке произведение не пользовалось популярностью у публики. Мрачную мелодраму о бывшем корсаре, а ныне доже Симоне Бокканегра, сталкивающемся то с глупостью, то с предательством своих подданных, ценители классической музыки полностью прочувствовали и полюбили лишь во второй половине ХХ века. Режиссером новой постановки в миланском Ла Скала выступил Федерико Тьецци. Он известен своей тягой к спецэффектам и на этот раз при помощи зеркал намерен вовлечь в представление оркестр и публику. В пяти спектаклях из девяти запланированных партию Бокканегры споет оперная звезда Пласидо Доминго. Дирижировать ему будет именитый Даниэль Баренбойм.
выставка
«Las Ánimas de Bernini. Arte en Roma para la corte española»
Museo del Prado, Мадрид
6 ноября — 8 февраля 2015
Лоренцо Бернини, архитектор и скульптор, сформировавший эстетику итальянского барокко, работал не только на Италию. У него были связи и с испанской знатью XVII века. Об этой стороне творчества Бернини и рассказывает выставка в мадридском Прадо «Души» Бернини. Искусство в Риме для испанского двора». В частности, в ее рамках будут экспонироваться мраморные скульптуры «Anima beata» («Душа благословленная») и «Anima dannata» («Душа проклятая»). Их Бернини заказал испанец Педро де Фуа Монтойя, и, по слухам, оба бюста — автопортреты скульптора. Сейчас произведения хранятся в Риме и приедут в Мадрид впервые.