В Киеве небывалой популярностью пользуются объекты недорогого размещения. Спрос на услуги хостелов в сентябре-октябре вырос в два-три раза по сравнению с летом этого года, рассказал «Капиталу» президент Всеукраинской молодежной хостел ассоциации Роман Пономаренко. «С августа большинство объектов переполнены, и сейчас найти свободное место для поселения очень сложно», — сообщил он.
В самих хостелах от комментариев отказываются. Но из пяти киевских объектов комната для двоих на сутки с 8 по 9 ноября оказалась только в одном. «Сейчас на наши услуги наблюдается повышенный спрос, поэтому снять место очень сложно. Следите за информацией на booking.com. Возможно, кто‑то откажется, и у нас появится свободная койка», — сообщили в хостеле Really Central.
Сложный год
Этот год для гостиничного бизнеса — один из самых сложных за последние десять лет. По данным консалтинговой компании JLL, в первом полугодии заполняемость столичных объектов составила 27 %, тогда как за аналогичный период прошлого года она была практически вдвое выше.
Статистики по третьему кварталу пока нет. Но, по словам исполнительного директора Ассоциации звездочных гостиниц Дмитрия Прохорова, нынешней осенью она не улучшилась.
«Традиционного оживления нет», — говорит он. Поэтому гостиницы вынуждены сейчас работать над снижением затрат: сокращать персонал, закрывать часть этажей и предоставлять скидки на проживание.
Дмитрий Прохоров говорит, что постоялец может получить 10‑15 % дисконт уже после первого звонка. Такая же тенденция до середины августа была характерна и для хостелов. В результате около 20 из работавших в начале года 150 объектов по всей Украине вынуждены были закрыться, констатирует Роман Пономаренко.
Причина — падение туристического и бизнес-потока. Например, по данным начальника отдела организации туристической деятельности Управления туризма Киевской администрации Леонида Матвеева, за первые шесть месяцев этого года туристический поток в столицу Украины сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35‑40 %. Бизнесмены не торопятся вкладывать деньги в Украину, что связано с нестабильной политической и экономической ситуацией в стране, добавляет Дмитрий Прохоров. Например, шведская одежная сеть H&M отложила планы по выходу в нашу страну на следующий год.
Факторы роста
Заполнить хостелы удалось за счет переселенцев и студентов, поясняет Роман Пономаренко. «Им сложно арендовать квартиру в столице», — поясняет он.
Вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал говорит, что большая часть собственников квартир отказываются селить переселенцев из Донецка или Луганска. «В некоторых случаях владельцы апартаментов требуют от арендаторов с Донбасса принести справку с работы либо заплатить наперед за пять-шесть месяцев», — отмечает он. Арендодатели опасаются, что жители востока не смогут платить за жилье из‑за проблем с трудоустройством. «В хостелах такой проблемы нет», — добавляет Пономаренко.
20 новых хостелов открылось в Украине за последние четыре месяца
Рост спроса позволил собственникам небольших гостиниц повысить цены. Например, если в начале года койко-место стоило 70 грн, то сейчас — 120 грн в сутки. За этот же период аренда двухместной комнаты без удобств подорожала с 200 до 300 грн в сутки.
Новые хостелы
Роман Пономаренко говорит, что увеличение активности посетителей привело к появлению новых игроков: за четыре месяца в Украине открылось около 20 новых хостелов. «Это новые объекты, а не те, что закрылись в начале года», — уточняет он. Активно они появляются с городах с самым высоким спросом: Киеве, Харькове, Одессе и Львове.
До конца года в Украине появится еще около десяти новых объектов. Бизнесменов привлекает относительно небольшой порог вхождения: в хостел на Левом берегу на 150 кв. м, рассчитанный на 25 койко-мест, без учета стоимости недвижимости, нужно вложить 150 тыс. грн, поясняет Пономаренко. Эти вложения можно окупить за два-три года.
Президент Всеукраинской молодежной хостел ассоциации прогнозирует бум на строительство новых объектов в следующем году. Но такая активность возможна только при развитии туристического рынка. В противном случае игроки вновь будут вынуждены закрыться.