Власти Киева задумали улучшить транспортную инфраструктуру города. Киевская городская госадминистрация (КГГА) и КП «Киевпастранс» договорились с польской группой экономических консультантов ZDF TOR о содействии в привлечении € 150 млн в Евросоюзе. Эти деньги собираются потратить, в частности, на модернизацию 98 % трамвайной инфраструктуры и подвижного состава.
Параллельно городские руководители ищут партнеров по производству низкопольных трамваев. На берлинской выставке InnoTrans-2014 в сентябре Киев провел переговоры с рядом европейских компаний, и сейчас стороны детально изучают вопрос совместной кооперации. Хотя столичные власти не исключают, что могут обратиться и к отечественным компаниям по выпуску такой техники.
Город не проводил масштабных закупок трамваев уже 25 лет, заявил «Капиталу» советник мэра Киева Александр Кава. По его словам, сегодня потребности города составляют по меньшей мере 300 новых трамваев, но фактический объем закупок будет рассчитан исходя из количества привлеченных средств.
Недопроекты
О готовности воплотить в жизнь проекты по сборке трамваев за последние годы заявляли несколько отечественных и иностранных компаний. Концерн Siemens называл в качестве возможных партнеров Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), Львовский автобусный завод (ЛАЗ), корпорацию «Богдан». Украинские производители также анонсировали ряд трамвайных проектов. ЛАЗ подписал соглашение о совместной сборке трамваев с Koncar-Electric, «Богдан» создал консорциум с «Росукрэлпромом» и «Белкоммунмашем». Причем у «Богдана», по сути, уже были договоренности с киевскими властями, которые время от времени просили то готовый трамвай, то корпус для дальнейшей самостоятельной сборки на мощностях «Киевпастранса». Тем не менее проекты забуксовали фактически на старте из‑за проблем с финансированием.
На этот рынок пытается прорваться и корпорация «Эталон», специализирующаяся на выпуске автобусов. В прошлом месяце (спустя год после заявления о готовности производить трамваи), выступая на выставке TIR-2014 в Киеве, вице-президент «Эталона» Валерий Купцов сообщил о планах компании выпустить опытный образец трамвая совместно с неназванным чешским партнером.
Недоспрос
Сегодня в стране работают две компании, выпускающие трамваи: «Татра-Юг» (крупнейший производитель трамваев в стране), а также созданное пару лет назад совместное предприятие концерна «Электрон» и Transtec F&E Vetschau — «Электронтранс». Обе компании могут производить по 100 трамваев в год, но на сегодняшний день заказов у них немного. «Электрон» за все время продал всего два трамвая Львову, а «Татра-Юг» за последнее время поставил лишь один состав в Днепродзержинск.
Как заявил «Капиталу» гендиректор «Татра-Юг» Анатолий Кердивара, последний более менее крупный заказ (на 20 трамваев) компания выполняла для Киева более трех лет назад: «В последние годы города используют различные схемы закупки трамваев, приобретая как бывшую в эксплуатации технику, так и импортные комплектующие для местной сборки. Фактически осуществляется отверточная сборка импортных вагонов в Киеве и Львове, — сетует менеджер. — Все это убивает местного производителя». Впрочем, президент «Электрона» Юрий Бубес заявил «Капиталу», что его предприятие имеет несколько десятков украинских партнеров — комплектующие, поставляемые ими, задействованы в производстве трамваев.
свыше 20 лет эксплуатируется большинство украинских трамваев
Из-за хронического недофинансирования муниципалитеты предпочитают новой продукции подержанный транспорт из Европы. Трамвай украинского производства, по данным участников рынка, стоит от 9 до 20 млн грн в зависимости от длины и «начинки». Тогда как, например, Днепропетровск в 2013 г. купил 30 бывших в эксплуатации машин в Германии на общую сумму 15 млн грн. То есть каждая обошлась всего в 500 тыс. грн. Подобные закупки не раз делали Киев, Одесса, Львов и другие города.
Рынок ждет
И все же участники рынка надеются на внутренние заказы. По словам Кердивары, затраты на запчасти и содержание старого трамвая за пять-семь лет превышают стоимость нового. Менеджер также подчеркнул, что использование трамвая старше 15 лет не может быть безопасным. «Поэтому мы надеемся на заказы украинских городов», — говорит Кердивара.
Потребность украинских городов в обновлении трамваев назрела уже давно. Изношенность парка, превышающего по стране 2,6 тыс. машин, на январь 2014 г. составляет 94,3 %, причем большинство машин эксплуатируется более 20 лет (данные предприятия «Укрэлектротранс»). Больше всего трамваев в Киеве (475 вагона), Харькове (326), Днепропетровске (312), Одессе (242), Донецке (210), Виннице (168), Запорожье (151) и Львове (135).
Специалисты отмечают, что для начала закупок будет достаточно запуска программы развития электротранспорта, продленной до 2017 г., но до сих пор не работающей. Эта программа предусматривает финансирование государством 50 % стоимости транспорта, который закупают города. Есть надежда, говорит Кердивара, что новое правительство изыщет способы запустить эту программу.
Бубес отметил, что, увидев реальную заинтересованность властей Львова, Одессы и Киева в закупке продукции «Электрона», он стал вести переговоры с некоторыми финансовыми учреждениями в Германии, которые могли бы предоставить украинским городам недорогие кредиты. Кердивара заверил, что на складах компании «Татра-Юг» уже есть 20 трамваев, которые завод готов поставить городам в любой момент даже в рассрочку.
Что же касается потребностей Киева, то некоторые эксперты побаиваются, что город вернется к отверточной сборке импортных трамваев, как это делают в «Киевпастрансе» под брендом «Каштан».
Пока же украинским производителям электротранспорта приходится искать рынки сбыта за рубежом. «Татра-Юг», утверждает Кердивара, пытается выйти на рынки Ближнего Востока и Азии, а «Электрон», по словам Бубеса, уже выпустил несколько трамваев для Германии, а также имеет предзаказы на крупную партию на 2015 г.