Министерство финансов проведет консультации с экспертами Международного валютного фонда относительно налогообложения в сфере недропользования. Об этом в кулуарах Форума финансовых директоров сообщил заместитель министра финансов Денис Фудашкин. Представители МВФ начнут работу с 4 ноября и пробудут в Киеве две недели, уточнил он. «Мы пригласили их специально, чтобы получить экспертное мнение, не имеющее конфликта интересов относительно того, какая модель налогообложения недропользования была бы более оптимальной для Украины», — добавил Фудашкин.
Модельный ряд
Какие именно модели платы за пользование недрами будут обсуждаться с МВФ, представитель Министерства финансов не уточнил. Впрочем, как отметил партнер, руководитель налогово-юридической практики EY в Украине Владимир Котенко, выбирать, по большому счету, можно между двумя моделями. «Это может быть модель, где акцент ставится на рентных платежах, взимаемых регулярно в зависимости от количество добытого. Либо модель должна основываться на обложении прибыли. В некоторых странах есть и комбинации этих моделей. Но отбирать много — и в виде рентных платежей, и в виде налога на прибыль — нетипично. Как правило, либо берут много ренты, либо мало ренты и много налога на прибыль», — объяснил Котенко. По словам эксперта, в странах, богатых нефтью и газом, ставки налога на прибыль иногда достигают 78-85 %, но при этом применяются практически нулевые рентные платежи.
В Украине, где нефть и газ не в изобилии, увеличение рентной платы основывалось на других принципах. Испытывая трудности с наполнением бюджета, правительство убедило парламент с августа увеличить рентную плату в зависимости от глубины добычи: для газа — до 28‑55 % от стоимости добытого объема, для нефти и газоконденсата — до 21-45 %.
Хитрости расчета
Собираясь повысить ставки, правительство исходило из того, что добывающие компании получают сверхприбыли. Как следует из расчетов Минфина, предоставленных изданию, государственная компания «Укргазвидобування» реализует газ для нужд населения по цене 349,2 грн за тыс. куб. м и уплачивает с этих денег налог по ставке 20 % в размере 69,84 грн. Таким образом, остаток равен 279,36 грн, что составляет 5,9 % от цены газа для промышленности. При этом частные компании реализуют газ по предельной цене 4724 грн (с 1 сентября она составляет 4874 грн. — «Капитал») и платят налог по ставке 55 % (2598 тыс. грн). Остаток равен 2125 грн с тысячи кубометров, что составляет 45 % от цены для промышленности. «Даже простое сравнение показывает, что выручка частных компаний от реализации 1 тыс. куб. м газа после уплаты налога в 7,6 раза больше, чем у государственной компании, которая добывает почти 70 % газа и получает неплохую прибыль», — полагают в Минфине. Однако расчеты министерства, вероятнее всего, основывались не фактических данных частных компаний, а на данных украинской государственной компании и экстраполировались на всю индустрию, допускает Котенко.
10,1 млрд грн составили поступления в бюджет от платы за недра в январе-августе
Повышение налогов изначально декларировалось как временное — до конца этого года. Но позже правительство решило сохранить ставки на этом же уровне в 2015 г. Ведь плата за недра оказалась одним из немногих источников доходов, по которым план был полностью выполнен. Поступления от рентной платы в январе-августе достигли 10,1 млрд грн, в том числе 1,4 млрд грн только в августе при среднемесячных поступлениях в январе-июле на уровне 1,2 млрд грн. «Такая норма считается правильной, ведь плата за использование недр (рента) — это та цена, по которой государство продает ресурс коммерческим компаниям, которые его добывают и реализуют», — говорил ранее Фудашкин. Оформив свою инициативу в проект поправок в Налоговый кодекс, Минфин столкнулся с критикой со стороны бизнеса.
Больное место
Больше всего спорных вопросов, признался Фудашкин, именно по ставкам налогов за недропользование при добыче газа. О том, что отрасль испытывает трудности в связи с новыми налогами, ранее заявил генеральный директор «Смарт-Холдинга» Алексей Тимофеев. В частности, по его словам, компания была вынуждена сократить инвестиции в развитие нефтегазодобычи в пять-шесть раз ввиду увеличения налоговой нагрузки в 2,5 раза.
В снижении ставок также заинтересованы в группе «Приват» Игоря Коломойского. Компания «Укрнафта», миноритарными акционерами которой являются Коломойский и его партнеры, уже накопила задолженность перед бюджетом по ренте за недропользование. В Государственной фискальной службе (ГФС) «Капиталу» сообщили, что к концу сентября долг компании составлял почти 570 млн грн. Ранее в СМИ появилась информация, что ГФС инициировала отчуждение имущества «Укрнафти» из‑за неуплаты налогов.
О том, что снижение рентных платежей обсуждают на уровне правительства и администрации президента, свидетельствует и предложенный «Блоком Петра Порошенко» проект коалиционного соглашения. Из него следует, что плату за недропользование с 2015 г. могут снизить для частных компаний до 30 % от стоимости продукции. При этом ставки должны быть дифференцированые, чтобы стимулировать добычу на истощенных и сложных месторождениях.