Экспозиция называется «Transmitting Andy Warhol» («Транслируя Энди Уорхола») и откроется 7 ноября в ливерпульском филиале знаменитой лондонской галереи Tate. «Транслируя» в названии выставки означает главный принцип, по которому основатель поп-арта и один из самых влиятельных художников ХХ века создавал свои самые известные произведения. Уорхол брал образы из массовой культуры, переносил их на картины, а затем вновь тиражировал и возвращал зрителю. В процессе этой «трансляции» банка консервированного супа Campbell’s — обычный продукт, которым заполнены все супермаркеты страны, — радикально меняла свой статус и превращалась в произведение высокого искусства. Но при этом оставалась понятной массовому зрителю. Ведь художник придерживался еще одного принципа: искусство должно быть доступным. Кстати, шелкографию «Campbell’s Soup I» 1968 года (всего в наследии Уорхола изображений жестяной банки с томатным супом насчитывается несколько десятков) можно будет увидеть на новой выставке.
В экспозицию «Transmitting Andy Warhol» войдут более сотни произведений Уорхола. Среди них — черно-белая схема танца фокстрот «Dance Diagram», написанный акрилом пейзаж «Do-it-Yourself», а также «Диптих Мэрилин», состоящий из пяти десятков копий одной фотографии. Над этим произведением художник начал работать в 1962 году, спустя неделю после смерти Мэрилин Монро. Печальное событие положило начало новому направлению в искусстве: именно в 1962 году Уорхол начал работать в стиле поп-арт. В этом же году созданы и «Dance Diagram», и «Do-it-Yourself». Они будут соседствовать с еще одним знаковым произведением Уорхола — инсталляцией из картонных коробок «Three Brillo Soap Pad Boxes».
Впрочем, главная цель выставки — не столько показать изображения, которые человек более или менее интересующийся искусством ХХ века и так видел в той или иной форме. Задача экспозиции — объяснить методы работы Энди Уорхола. Чтобы сделать искусство доступным и популярным, художник не только тиражировал свои шелкографии неоновых цветов в промышленных масштабах. Он также снимал телевизионную рекламу, занимался фэшн-иллюстрацией, рисовал концертные афиши, выпускал скандальный журнал о знаменитостях Interview и даже создавал телешоу. Правда, тяга Уорхола к визуальным экспериментам повела его по пути от простого к сложному. В 1966 году он придумал шоу «Взрывная пластиковая неизбежность» — во время выступления американской рок-группы The Velvet Underground на музыкантов, специально одетых в черные костюмы, проецировались фильмы Уорхола. А фильмы его сложно назвать развлекательными. Один из самых известных, к примеру, называется «Сон»: пять часов 20 минут камера наблюдает за спящим человеком.
Выставка соберет образцы всех направлений, в которых работал Энди Уорхол. А видеозапись «Взрывной пластиковой неизбежности» воссоздаст атмосферу, царившую в Нью-Йорке 1960‑х и, в частности, в знаменитой «Фабрике» — студии, где творил Уорхол и где проходили организованные им шумные вечеринки. Выставка продлится до 8 февраля 2015 года.