Главный мистификатор и буддист российского рока Борис Гребенщиков — фигура противоречивая. Несмотря на туманные намеки о том, что «высказываться в песнях» — не в его стиле, музыкант своей новой пластинкой «Соль», появившейся в продаже 1 ноября, доказывает обратное.
Судя по страничке на Facebook, Гребенщиков довольно болезненно реагировал на события последнего года в Украине и России. В сети то и дело появлялись полные печали и призывов к миру записи рокера. Сменившие их сообщения о работе над новым альбомом вполне давали понять, что рождается он из переживаний и эмоций, связанных с тем, что происходит. Да и сам БГ, обычно любящий напустить туману, не слишком скрывает свои чувства. «Все эти песни начинали писаться про одно, а потом выяснялось, что они складываются во что‑то совсем другое, при этом совершенно против моего желания, — описывает появление альбома Гребенщиков. — Хотелось песен веселых, а получились совсем другие: очень совместимые по тональности с поразительно странным временем, в котором мы живем; временем, когда почти все мы по не вполне понятным причинам ополчились друг на друга». Кроме всего прочего, новый альбом музыкант выпустил под собственным именем, а не под привычным уже брендом «Аквариум».
Фанаты уже окрестили «Соль» великим альбомом и лучшей работой за чуть ли не последние 20 лет. Скептики по‑прежнему вспоминают анекдот «Борис Гребенщиков полоскал горло и случайно записал новый альбом». Однако и те и другие явно уже скачали и прослушали «Соль» — альбом занимает первое место и в украинском, и в российском iStore.
Пожалуй, это самая тяжелая из всех работ Гребенщикова. При первом же прослушивании напрягаешься от ощущения «тут что‑то не так». Не так то, что впервые за много лет пронзительная гребенщиковская лирика не соседствует с полными иронии полушутливыми композициями. Никаких «Пабло», «Центр циклона» или «Растаманы из глубинки» — сплошь печаль и меланхолия. «Пришел пить воду — не смог узнать ее вкус, железные скобы вбиты в крылья, источник задушен золотой пылью, закрой за мной — едва ли я вернусь», — грустит музыкант в задумчиво-мелодичной «Пришел пить воду». «И я не помню, кем был, и не знаю, кем стал, но кровь моя теперь сильнее, чем сталь, им крепко не повезет, когда я проснусь», — хмуро угрожает в тревожной «Любовь во время войны».
В музыкальном смысле пессимистичная «Соль» — это сочетание гитарных переборов с ситаром, флейтой, гобоем, бас-кларнетом и другими разной степени экзотичности инструментами плюс трагическая мелодичность. Альбом однозначно придется по вкусу тем, кто испытывает к творчеству Гребенщикова хотя бы симпатию. Не говоря уже о ярых поклонниках.