После феноменального роста абонентской базы в начале этого года количество клиентов «Киевстара» снова уменьшилось. Как показывают опубликованные вчера финансовые результаты компании, за квартал база sim-карт сократилась на 0,7 млн — до 25,6 млн.
Напомним, с октября по март количество клиентов оператора резко возросло на 1,8 млн sim-карт — до 26,3 млн. Как рассказывает топ-менеджер мобильного оператора — конкурента, «Киевстар» вплоть до недавнего времени поддерживал в «живом состоянии» некогда более доходные sim-карты, с которых мигрировали абоненты. «Однако назначенные летом новые менеджеры (директор по маркетингу Питер Берг из датского Sonofon и директор по коммерции и стратегическому развитию Святослав Горбань из МТС. — «Капитал») решили не брать грех на душу», — отмечает он.
Понятие «активная абонентская база» было откорректировано в соответствии с нормами всей группы VimpelCom, соответственно саму базу уменьшили на 1,4 млн sim-карт. Как пояснил «Капиталу» Питер Берг, теперь «Киевстар» учитывает только тех абонентов, которые в течение трех месяцев совершали хоть одну платную транзакцию, а не просто пользовались бесплатными услугами.
Из отчета оператора можно понять, кто был обладателем отсеянных sim-карт. В частности, в нем говорится, что за последнее время увеличилась доля абонентов с низким среднемесячными тратами. ARPU (средняя выручка на одного пользователя) во втором квартале была на $ 0,5 меньше ($ 4,6), чем год назад. В результате доход «Киевстара» от предоставления услуг мобильной связи этот период просел на 2 % — до $ 367 млн. Это объясняется тем, что абоненты с дорогих тарифов «Киевстара» переключались на запущенные им осенью прошлого года более дешевые пакетные предложения. А старые sim-карты практически не использовали. По словам Берга, уже около 80 % абонентов компании пользуются бандлами (комплектами).
Конкуренты весной критиковали «Киевстар», который, по их мнению, попытался быть и дискаунтером, и премиум-оператором одновременно и, как результат, потерял часть высокодоходных sim-карт, и называли это просчетами менеджмента. Примечательно, что со следующей недели из «Киевстара» уходит Виталий Ворожбит, который с февраля временно исполнял в компании обязанности директора по маркетингу вместо Тараса Пархоменко. Последний с января возглавил казахский Beeline. Ворожбит вчера заявил «Капиталу», что уходит по собственному желанию. Но новое место работы еще не выбрал.
Перестав учитывать «мертвых» абонентов, «Киевстар» во втором квартале пока не смог увеличить ARPU. Этот показатель по‑прежнему составляет $ 4,6 (как и в І квартале).
Как отмечает главный исполнительный директор «Астелит» (life:)) Александр Баринов, во втором квартале, по сравнению с первым, ARPU обычно увеличивается в связи с тем, что начинается туристический сезон, а значит, у абонентов появляются дополнительные затраты на роуминг, отдыхающие покупают туристические sim-карты.
Чтобы улучшить показатели в третьем квартале, «Киевстар» начинает оптимизировать свою тарифную политику. С августа начался перевод абонентов с ряда старых тарифов, в которых стоимость звонков на другие сети составляла 0,05‑0,15 грн за минуту в пределах 30‑50 минут в день, на более дорогие предложения, где минута на внешнюю сеть будет обходиться 1,25 грн. Конкуренты считают, что перевод коснется нескольких миллионов «живых» абонентов, а их затраты могут возрасти на 10‑20 грн, если они не станут ограничивать потребление.
Питер Берг говорит, что «Киевстар» рассчитывает на дополнительный доход от мобильного интернета в третьем квартале. «Я приехал из страны (Дании), где давно есть 3G, и был пессимистично настроен в отношении украинского EDGE (2G)», — отмечает он. Впоследствии Берг был удивлен тем, насколько этот стандарт здесь эффективно работает.