Государственная инспекция по вопросам защиты прав потребителей за 7 месяцев 2013 г. при проверке качества топлива обнаружила нарушения у 50 % проверенных автозаправочных станций.
По словам руководителя Госпотребинспекции Сергея Орехова, наиболее распространенные нарушения качества бензина заключались в неверном указании его октанового числа и в несоответствии нормативной документации.
За нарушения ведомство наложило на АЗС штрафы, однако представители инспекции на уточняющий вопрос «Капитала» о конкретных компаниях-нарушителях и сумме штрафов не ответили.
Госпотребинспекция проверила за 7 месяцев 400 АЗС, тогда как, по данным Государственной службы статистики на июнь этого года, всего в Украине работают 7766 АЗС.
Сомнительный охват
Эксперты сомневаются, что по результатам проверки Госпотребинспекции можно судить о ситуации на рынке в целом. Надо смотреть, что там за нарушения. Речь идет не об отклонениях по качеству, а просто о различных нарушениях.
«Насколько я понимаю, из‑за отсутствия финансирования проводится не лабораторный анализ проб, а документарные проверки: где‑то не было сертификата, где‑то были нарушения правил торговли. Но это не нарушения качества топлива», — сказал «Капиталу» гендиректор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
Заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев сообщил «Капиталу», что Госпотребинспекции на лабораторные проверки бензина выделяется слишком мало средств, чтобы говорить о серьезном охвате рынка нефтепродуктов.
«На нормальную проверку качества одних только нефтепродуктов нужно 80‑100 млн грн в год, а у них 4‑6 млн гривен на проверку вообще всего, начиная от «изделия № 2» и заканчивая услугами автомойки», — говорит Геннадий Рябцев.
Президент Ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук сообщил «Капиталу», что Госпотребинспекция должна была назвать компании, на заправках которых был обнаружен некачественный бензин.
5-30
тыс. грн
составляет штраф, который может быть наложен на АЗС, уличенную в продаже некачественного топлива. Недобросовестный продавец компенсирует этот штраф максимум за сутки работы
«Говорить о нарушениях на 50 % заправок, включая туда и нормальные бренды — я не верю в это. Плохо там, где написано «АЗС» и больше — ничего, где непонятно, кто ее владелец. У всякого некачественного молока есть имя коровы», — считает президент ассоциации.
Все дело в деньгах
По словам Геннадия Рябцева, штрафы Госпотребинспекции за нарушения слишком незначительны, чтобы влиять на дисциплину АЗС. Если, например, на станции нет каких‑либо документов, то взимается штраф, сумма которого равняется заработку АЗС за период от одного часа до суток работы. «Это никакого влияния не оказывает», — считает эксперт.
Геннадий Рябцев отметил, что для нормальной организации проверок нужно ввести целевое направление части акцизного налога на лабораторные проверки качества нефтепродуктов, при этом для этого нужно всего 0,3 % от общей суммы уплаты акциза на нефтепродукты. «Тогда можно будет проверить каждую заправку по всем реализуемым видам нефтепродуктов два раза в год», — подсчитал эксперт.
Кроме того, нынешние штрафы за продажу бензина, не соответствующего техническому регламенту, составляют от 5 до 30 тыс. грн.
«Это — не деньги. Нужно ужесточить наказание: если бензин не соответствует техническому регламенту, следовательно, АЗС надо закрывать — и до свидания. — уверяет Геннадий Рябцев. — Если размер штрафа будет сопоставим с годовым оборотом этой АЗС, то, естественно, будут бояться торговать некачественным топливом, и владельцы заправки будут четко проверять происхождение бензина».