За неделю до своей смерти моя жена Тамара сказала, что мечтает построить больницу для детей, ставших жертвами дорожных аварий. Разговор состоялся вечером после посещения ею таких деток в одной из столичных больниц — жена относила им игрушки.
Она не успела воплотить свою мечту в жизнь. Тамара была неравнодушным человеком и при жизни реализовала много социальных идей. Последняя ее осуществленная мечта — это Всеукраинская общественная организация «Ассоциация безопасности дорожного движения». Она очень хотела, чтобы на наших дорогах погибало и травмировалось меньше людей. Она особенно переживала, когда видела пострадавших в ДТП детей, а также детей, у которых родители погибли в аварии.
Тамара была юристом и понимала, как важны законодательные инициативы для изменения сложившейся критической ситуации на дорогах. И мы совместно с партнерами в этом году такой законопроект подготовили.
В мае 2013 г. группа депутатов зарегистрировала законопроект «О внесении изменений в закон Украины «О дорожном движении» относительно основных принципов государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения». Ассоциация безопасности дорожного движения вошла в группу соавторов этого документа. Одна из законодательных инициатив, изложенных в законопроекте, — введение ключевого показателя для изменения ситуации на автомобильных дорогах — «эквивалент стоимости человеческой жизни». По существу, это даже более важный показатель социально-экономического развития, чем ВВП на душу населения.
Понятно, что жизнь человека бесценна, но при отсутствии такого показателя возникает ряд проблем. Во-первых, никак нельзя обосновать эффективность инвестиций в безопасность дорожного движения и, во‑вторых, нет ориентира для расчета суммы компенсаций жертвам ДТП и их семьям. Еще в 1950‑х в США семьям, потерявшим кормильца в ДТП, выплачивали шестигодовой доход погибшего кормильца. Считалось, что семье надо шесть лет, чтобы адаптироваться к резко изменившейся финансовой ситуации в связи со смертью кормильца.
Как свидетельствует международная практика, крупные финансовые компенсации нужны не для того, чтобы компенсировать затраты родственников погибших, скорбь которых вряд ли облегчит даже миллион долларов, а в первую очередь чтобы наказать организацию или властную структуру, по чьей халатности или недосмотру погибли люди. В этом случае компенсации носят профилактический характер, так как помогают ответственным лицам прилагать больше усилий для обеспечения безопасности доверившихся им людей. К сожалению, жизнь человека в Украине ничего не стоит. И это одна из основных причин, из‑за которой пока не удается сдержать рост уровня смертности и травматизма от ДТП.