На ресторанном рынке разразился новый конфликт. Давние партнеры Дмитрий Заходякин и Руслан Шибаев начали делить бизнес. Шибаеву остались рестораны «Beef мясо & вино» и «7 пятниц», а Заходякину — сеть «Пивная дума» (насчитывает четыре заведения), а также открытый в прошлом году ресторан The Burger. «Спешу сообщить, что уже около полугода не имею отношения к ресторану Beef. Потому мне тяжело отвечать на сообщения о том, что там стали подавать испорченный филе миньон или холодный и невкусный суп», — сообщил Заходякин на своей странице в социальной сети Facebook, чем порадовал своих конкурентов. Он довольно размыто комментирует причину ссоры, сообщая лишь, что недавний партнер нанимал на должности управленцев друзей и родственников. «Например, однажды я узнаю, что «лучший управляющий» нашего ресторана — это просто его любовница. Дело в том, что «лучшей» ее назвал как раз мой партнер, а оказалось, что у нее вообще нет опыта в ресторанном бизнесе», — написал Заходякин на своей странице в социальной сети.
Руслан Шибаев комментировать сложившуюся ситуацию отказывается.
Проблемный бизнес
Конфликт между Русланом Шибаевым и Дмитрием Заходякиным — не первый на ресторанном рынке. В октябре 2006 г. произошел скандал между собственниками ресторанной компании Eric’s Family («Арт-кафе 44», «112», «Пещера», «Виола», «Орех», Bierstube и пр.) Владиславом Максимовым, Александром Трушем, Виталием Дубенко и управляющим сети Эриком Айнгером. Партнеры уволили топ-менеджера, обвинив его в убытках, которые исчислялись сотнями тысяч долларов. Собственники сети заявляли, что управляющий получал проценты от прибыли заведений, но не являлся их совладельцем. В свою очередь Эрик Айгнер настаивал, что владел ресторанами, но все договоренности были устными. Поэтому Айгнер ограничился только громкими заявлениями.
на 25‑30 % упала в январе-сентябре посещаемость ресторанов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
Более масштабное противостояние возникло между известным ресторатором Андреем Задорожным и некоторыми его партнерами по сети «Козырная карта». Как ранее писал «Капитал», проблемы у ресторатора начались в 2010 г., после того как Киевская городская госадминистрация запретила размещать на набережной Днепра дебаркадеры, часть которых принадлежала сети. После этого банки потребовали вернуть кредиты. Но в 2011 г. Задорожный покинул пределы страны, а в июле 2012 г. Служба безопасности объявила его в международный розыск. По информации СБУ, в 2007 г. предприниматель взял кредит под залог одного из своих ресторанов, однако в 2009 г. в качестве залога были внесены фиктивные документы на земельный участок в Киевской области. В комментарии «Капиталу» Андрей Задорожный утверждал, что свои кредиты обслуживает вовремя, а к непогашенным займам, за которые отвечают его партнеры, отношения не имеет.
Тяжелые последствия
Открытые конфликты могут спровоцировать сокращение количества посетителей на 30 %, считает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «Заявления о снижении качества продукции отпугнет гостей», — уверена она и добавляет, что это может привести и к уходу ключевого персонала. Солидарен с ней и совладелец крупной ресторанной сети, пожелавший остаться неназванным, по мнению которого социальные сети сейчас — один из наиболее действенных инструментов для продвижения своих заведений. «Заявления об ухудшающемся качестве продуктов могут испортить имидж заведения», — считает директор дистрибьюторской компании «Айлэнд» Олег Зубец.
Вернуть посетителей в рестораны будет непросто, считает Насонова. Публичные обвинения могут лишь усугубить ситуацию, которая в этом году и без того непростая. Как ранее писал «Капитал», с января по сентябрь рестораторы фиксировали падение посещаемости в среднем на 25‑30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Осенью ситуация стабилизировалась, но девальвация национальной валюты, которая привела к панике среди населения, может вновь заставить потребителей экономить на походах в заведения.
Один из способов привлечь посетителей — осуществить ребрендинг сети, полагает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. Например, таким образом поступили собственники сети Eric’s Family, которые переименовали ее в «Любовь и голод». «К этому времени Эрик Айгнер был очень известным ресторатором, поэтому такой шаг был разумным», — отметил Ланецкий. Еще один вариант, добавляет Насонова, — сменить «официальное лицо» заведения, найти того, кто сможет, например, обновить меню и презентовать его.