Кабинет министров рекомендует с 1 января 2014 г. перечислять 65 % экологического налога в общий фонд государственного бюджета, а оставшиеся 35 % — в общий фонд местных. Такое перераспределение доходов предполагает подготовленный правительством законопроект поправок в Бюджетный кодекс (копией документа располагает «Капитал»). Сейчас поступления от экологического налога направляются в специальные фонды бюджетов всех уровней. Согласно пояснительной записке Министерства доходов и сборов к законопроекту, новый алгоритм нужен для того, чтобы «сформировать источник финансирования программы обращения с опасными отходами». Последнее предусмотрено национальным планом действий на текущий год, представленным президентом Виктором Януковичем.
Местные бюджеты лишатся средств
В нынешнем году 53 % экологического сбора зачисляется в спецфонд госбюджета, остальные 47 % — в местные и областные бюджеты. Cогласно Бюджетному кодексу, с 2014 г. соотношение поступлений должно измениться: 35 % налога будет поступать в спецфонды местных и областных бюджетов, остальное — в госказну.
Предложенные правительством поправки не предполагают размежевания поступлений экологического налога по местным бюджетам различных уровней, в частности не предусмотрена пропорция его зачисления в областные бюджеты и бюджет АРК. «Поскольку налог уплачивается по месту регистрации, а именно в бюджеты городов, сел и поселков, это лишит источников поступлений областные бюджеты и бюджет АРК», — признает заместитель министра доходов и сборов Виктор Левицкий в своих выводах к проекту закона. По данным Министерства финансов, если бы документ вступил в силу с 1 июля 2013 г., потери местных бюджетов до конца года составили бы 165 млн грн, областных смет и бюджета АР Крым — 87,2 млн грн.
По словам эксперта по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, в случае вступления поправок в силу поступления экологического налога в местные бюджеты сократятся на 12 %. «Сейчас органы местного самоуправления испытывают недостаточность ресурсов на финансирование местных природоохранных мероприятий, а реализация предложенных изменений уменьшит поступления местных бюджетов еще на 0,4‑0,5 млрд грн», — отметил эксперт.
Исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук считает, что компенсаторами для местных бюджетов могут послужить дополнительные дотации из госказны. То, что Кабмин перебрасывает поступления со спецфондов в общий фонд, эксперт назвал формированием базы на случай проблем с наполнением бюджета в следующем году. «Деньги спецфондов нельзя использовать на другие цели, кроме тех, на которые они были предусмотрены, тогда как средства общего фонда можно перемещать с одной статьи на другую», — говорит собеседник издания. В условиях дефицита бюджета правительству последний формат более удобен.
О том, что Кабмин ищет компенсаторы на следующий год, подтвердил вчера и премьер Николай Азаров. «В 2014 г. реальный сектор экономики получит снижение ставок налогов. Поэтому необходимо предусмотреть компенсаторы возможных временных потерь бюджета», — заявил на вчерашнем заседании правительства премьер-министр. Ранее президент Виктор Янукович заявлял, что потери бюджета от снижения ставок налогов в 2014 г. составят 25 млрд грн.
Госбюджет получит ресурс
В 2013 г. поступления в госбюджет от экологического налога запланированы в объеме 2,123 млрд грн. Согласно подсчетам Миндоходов, в случае вступления в силу нового механизма его зачисления дополнительные поступления в общий фонд госбюджета превысят 390 млн грн.
Инициатива Миндоходов созвучна с рекомендациями Международного валютного фонда, которые крупнейший кредитор Украины предоставил весной этого года. Тогда фонд рекомендовал министерству отменить адресный характер поступлений экологического налога в спецфонд и «использовать выручку от него в целях общего бюджета».
Тем не менее эта идея вызвала недовольство со стороны Министерства экономического развития и торговли, так как поступления от экологического сбора направляются в спецфонды государственного и местных бюджетов и являются фактически единственным источником формирования государственного, областных и местных фондов охраны окружающей среды. «Направление этих средств в общие фонды может привести к уменьшению объемов финансирования мероприятий, запланированных в рамках государственных и местных экологических программ», — сказано в выводах Минэкономразвития к законопроекту.
Министерство экологии и природных ресурсов также критически отнеслось к инициативе Миндоходов. «Предлагаемые изменения фактически ликвидируют Госфонд охраны окружающей среды, финансирование мероприятий которого осуществляется из спецфонда за счет экологического налога. Это приведет к обострению экологического кризиса в стране», — подчеркивается в экспертных выводах министерства к документу.