В 2154 г. богатые люди переселятся с Земли на космическую станцию «Элизиум» и организуют там практически рай: чистый воздух, свежая полезная еда, никаких болезней, приятный досуг. Ад, соответственно, останется внизу, на Земле: бедность, голод, безработица, ужасная экология, болезни и прочие прелести постапокалиптического мира. Попасть с Земли на «Элизиум» невозможно — слишком пристально богачи охраняют вход в свой рай. Что, впрочем, не останавливает Макса, мускулистого рабочего с темным прошлым в исполнении Мэтта Деймона. Он болен раком и у него есть всего пять дней, чтобы добраться до «Элизиума» и вылечиться. Помешать ему попытаются секретарь службы безопасности (Джоди Фостер) и агент секретной полиции с повадками психопата (Шарлто Копли).
Мысль о том, что миры богатых и бедных разделяет бесконечная пропасть, сложно назвать оригинальной. А историю о том, как герой совершает невозможное и эту пропасть преодолевает, мировой кинематограф рассказал уже не раз. «Элизиум» мог бы легко стать проходным сай-фай экшеном со звездами средней величины в главных ролях, если бы его снимал любой другой, а не южноафриканец Нил Бломкамп, который также выступил сценаристом картины.
Как и главному герою «Элизиума» — а что у героя Мэтта Деймона все получится, понятно практически с самого начала, — Бломкампу удалось невозможное. На весьма банальном материале он снял невероятно зрелищную картину, которая обещает стать классикой научной фантастики. И дело тут не только в красивой картинке. Хотя со спецэффектами в «Элизиуме» все в порядке — у Бломкампа на них было $ 90 млн бюджета, и, кроме обычных кинотеатров, фильм будет идти в залах IMAX. Дело в том, что для этого режиссера сюжет фантастического «Элизиума» вовсе не фантастика.
Нил Бломкамп родился и вырос в ЮАР, в пригороде Йоханнесбурга, где жили состоятельные семьи. Но бедность, голод и болезни, типичные для стран третьего мира и показанные в «Элизиуме», наблюдал буквально через дорогу от своего дома. А переезд в юности из Африки в благоустроенную Канаду оказался для будущего режиссера таким культурным шоком, что Бломкамп переживает его вот уже второй фильм, после дебютного «Района № 9», и будет переживать в своем следующем проекте — фантастической комедии «Чаппи».
В «Районе № 9», снятом в 2009 г. за $ 30 млн и собравшем в мировом прокате почти $ 211 млн, Бломкамп использовал научно-фантастический материал — нападение инопланетян на Землю — в качестве повода поговорить о жизни современного Йоханнесбурга и Африки вообще. В «Элизиуме», съемки которого проходили в самых бедных районах Мехико, режиссер проделал тот же трюк, только теперь фантастический сюжет — это способ привлечь внимание к проблемам окружающей нас реальности.