Частные газодобывающие и газопоставляющие компании с понедельника находятся в шоке — украинское правительство отобрало у них клиентов и отдало «Нафтогазу України». В течение года Кабмин неоднократно предпринимал попытки «надавить» на частных газодобытчиков, которые, в отличие от госкомпаний, увеличивают добычу газа. Похоже, теперь ему это удалось — некоторые компании готовы остановить добычу газа зимой.
Постановление Кабмина № 596 «О порядке закупки природного газа промышленными, энергогенерирующим и теплогенерирующими предприятиями» подписано еще 7 ноября, но обнародовано лишь в понедельник вечером. Партнер юридической компании CMS Cameron McKenna Виталий Радченко рассказал «Капиталу», что этот документ ошеломил всех, кто имеет отношение к частной газодобыче: «В шоке вся отрасль — добытчики, трейдеры и потребители».
Этим документом Кабмин установил, что с 1 декабря 2014 г. по 28 февраля 2015 г. крупные промпредприятия обязаны покупать газ только у «Нафтогазу України».
В этот список включены все пять энергогенерирующих компаний, 11 компаний по производству тепла и 74 промышленных предприятия. «Закупка природного газа у других поставщиков запрещается», — предупреждает правительство.
Финансовый директор совместного предприятия «Полтавская газонефтяная компания» Евгений Паленка в комментарии «Капиталу» заявил, что это решение — катастрофа для частных газодобывающих компаний. «Теперь они должны будут объявить форс-мажор, потому что продолжать работу в новых условиях будет невозможно. В июле были резко повышены ставки налога за недропользование, а нынешнее решение стало вторым ударом. Похоже, что Кабмин решил уничтожить частную газодобычу», — сказал он.
Паленка пояснил, что газодобывающие компании теперь потеряют клиентов, с которыми заключены контракты на поставку газа. Кроме того, в постановлении сказано, что «Укртрансгазу» запрещено принимать плановое распределение газа от всех, кроме «Нафтогазу». По мнению Паленки, это может означать, что частные компании не будут даже иметь право транспортировать свой газ для закачки в хранилище, то есть вынуждены будут остановить добычу в самые холодные месяцы года и, соответственно, прекратить платить налоги. «В такой ситуации я как финансовый директор буду рекомендовать приостановить добычу газа — она становится просто физически невозможной и экономически нецелесообразной», — отметил Паленка.
По его словам, решение Кабмина приведет к сокращению добычи газа и снижению объема взимаемых налогов. Кроме того, некоторые частные газодобывающие компании, продавая газ промпредприятиям, по принципу замещения физически поставляют его населению по газопроводам низкого давления. «Если газодобыча остановится, то в разгар зимы некоторые села могут просто остаться без газа», — сказал он.
Где газ зарыт
Опрошенные «Капиталом» участники рынка считают, что за счет концентрации продажи газа крупным потребителям в руках «Нафтогазу» правительство хочет поправить его плачевное финансовое положение. По мнению Радченко, логика Кабмина проста. Он хочет, чтобы дефицит средств «Нафтогазу» (вызванный неплатежами его потребителей, а также разницей между ценой газа, по которой компания покупает его у импортеров и продает населению и ТЭК), был покрыт за счет частных добытчиков, трейдеров и потребителей. «В качестве источника средств для закупки импортного газа «Нафтогазу» принесли в жертву частников вместо того, чтобы наладить дисциплину платежей от населения и ТЭК, а также поднять цены на газ», — считает Радченко.
«Нафтогазу» отданы самые платежеспособные предприятия, поскольку правительство остро нуждается в средствах для оплаты импортного газа, считает Паленка. «Я прекрасно понимаю непростую ситуацию, в которой оказались правительство и «Нафтогаз», но неплохо было бы, чтобы правительство обсуждало с рынком подобные инициативы. Это постановление стало полной неожиданностью для всех», — подчеркнул он.
Против правил
По мнению Радченко, постановление Кабмина нарушает ряд основоположных принципов функционирования рынка природного газа и права его участников на свободную поставку / закупку ресурса, которые гарантированы законом «Об основах функционирования рынка природного газа». Не говоря уже о нарушении Конституции Украины. «Постановление о чрезвычайном положении в электроэнергетике на нефтегазовую сферу не распространяется, что еще более усугубляет картину происходящего. Все это в целом не дает Кабмину права принимать подобного рода решения. Можно с уверенностью говорить о том, что постановление № 596 нарушает действующие законы Украины и поэтому должно быть признано незаконным и отменено», — убежден Радченко.
И. о. президента всеукраинской общественной организации «Союз участников либерализации газового рынка» Олег Бакулин рассказал «Капиталу», что это постановление правительства просто пестрит противоречащими законодательству деталями. Во-первых, «Нафтогаз» назван в документе гарантированным поставщиком, хотя он таковым не является, поскольку не имеет лицензии на поставку газа по регулируемому тарифу. Во вторых, промпредприятия являются квалифицированными потребителями, а значит — имеют полное право выбирать поставщика газа. В постановлении Кабмин предписывает газораспределительным предприятиям в этот период транспортировать только газ «Нафтогаза», что, по словам Олега Бакулина, является фактическим запретом доступа к единой газотранспортной системе. «Это постановление Кабмина не соответствует Третьему энергопакету, договору о присоединении Украины к Энергосообществу, и, в конце концов, — закону о функционировании рынка природного газа», — заверил он.
С этим согласна и директор департамента энергетики Международного центра перспективный исследований (МЦПД) Наталья Слободян: «Монополизация газового рынка государством, даже в чрезвычайной ситуации, противоречит евроинтеграционному вектору внешней политики нашей страны и имплементации Третьего энергетического пакета».
Шаги правительства отдаленно напоминают модель монополизации российского газового рынка. Эксперт допускает, что таким образом Кабмин отреагировал на отказ частных газодобытчиков закачивать газ в ПХГ, и среди других причин называет попытку правительства усилить контроль за производственными и финансовыми мощностями компаний, чтобы чиновники могли анализировать соотношение между объемами закупленных энергоносителей и задекларированными объемами производства, в соответствии с которыми предприятие уплачивает налог.
Слободян полагает, что не стоит исключать и фактор «принудительной капитализации «Нафтогазу» путем ограничения деятельности частных компаний в газовом бизнесе. По ее словам, подобная бизнес-модель апробирована в России — газодобывающие компании «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», ТНК и другие не могут самостоятельно экспортировать газ, а вынуждены делать это только через «Газпром». «Таким образом правительство России усиливает капитализацию «Газпрома», а также через непрямые экономические инструменты контролирует финансовое состояние других добывающих компаний. Нельзя говорить об однозначном внедрении в Украине такой схемы, но отдаленно подобие прослеживается», — считает Слободян.
Станет дороже
Решение Кабмина спровоцирует подорожание газа для потребителей, поскольку частные компании, в отличии от «Нафтогаза», могут продавать его дешевле. Бакулин подсчитал, сколько теперь должны будут платить промпотребители «Нафтогазу»: установленный НКРЭКУ предельный уровень цен составляет с 31 октября 5100 грн за тыс. куб. м. Сюда следует добавить еще 20 % НДС, 2 %-й сбор в виде целевой надбавки к тарифу, а также тариф на транспортировку и распределение газа.
6588 грн такой будет цена тыс. куб м газа от «Нафтогаза» для промышленных потребителей
В итоге цена от «Нафтогаза» составит 6588 грн за тыс. куб. м, тогда как частные поставщики могут предложить газ дешевле на 20 грн и более за тыс. куб. м. «Разница в цене всего на 20 грн позволяла предприятию экономить 20 тыс. грн на каждом миллионе кубометров. А учитывая, что практически все перечисленные в этом списке предприятия потребляют ежемесячно 1 млн куб. м газа и более, сумма выходит значительная», — говорит Бакулин.
Еще не осознали
Большинство опрошенных «Капиталом» промпредприятий, которые правительство обязало покупать газ только у госкомпании, не стали обсуждать эту проблему. В энергохолдинге ДТЭК, которой объединяет ряд энергогенерирующих и тепловых компаний, попавших в правительственный список, на запрос издания вчера не ответили. В «Интерпайпе» вообще отказались от комментариев.
Представители Одесского припортового завода (ОПЗ) также не захотели обсуждать решение Кабмина. ОПЗ — второй по величине потребитель газа: при полной загрузке предприятие в год потребляет 1,1‑1,2 млрд куб. м. Летом этого года ОПЗ удалось наладить закупку газа в Европе, что позволяло экономить 150 грн и более на каждой тысяче кубометров. Однако «Нафтогаз» начал препятствовать ОПЗ в закупке газа по реверсу, и в октябре завод даже готовился к остановке производства из‑за перебоев с поставками газа из Европы. Источник издания на одесском предприятии подтвердил, что эта проблема не решена до сих пор и завод не знает, будет ли ему поставлен газ во второй половине ноября и кто это будет делать.
Отказались комментировать решение Кабмина и в компании «ArcellorMittal Кривой Рог» — крупнейшем металлургическом предприятии, которое ежемесячно закупает до 65 млн куб. м газа. При этом основными поставщиками газа для него являются частные газодобывающие компании, а с 1 октября компания стала также закупать газ в Словакии.
Однако Радченко отметил, что даже если какая‑либо компания не упомянута в постановлении № 596, то у нее все равно могут возникнуть проблемы: в постановлении указано, что «Укртрансгазу» разрешается транспортировать для потребителей только газ «Нафтогаза» и только от него принимать заявки на его поставку. «Поэтому, боюсь, эта ошибка (или специальная норма) не позволит поставлять газ даже тем потребителям, которые не попали в черный список. Поэтому единственным выходом для поставщиков или добытчиков будет или закачка газа в хранилища, или продажа его «Нафтогазу» по неизвестной на данный момент цене. Любому из этих вариантов «Нафтогаз» будет рад», — считает юрист.