Політика

дипломатия

Валерий Чалый: «Послы, особенно в ключевых странах, должны пользоваться доверием президента»

Валерий Чалый: «Послы, особенно в ключевых странах, должны пользоваться доверием президента»

Заместитель главы администрации президента рассказал «Капиталу» о новых назначения послов, грядущем сокращении в дипкорпусе и роли президента во внешней политике.

— В начале октября указами президента были назначены главы украинских дипломатических миссий во Франции, Польше и Саудовской Аравии. Однако 23 посольства по‑прежнему не имеют руководителей. Нет послов во влиятельнейших Германии и Великобритании. В чем причина?

— Вы не упомянули еще состоявшиеся назначения в Финляндию и ЮАР. В то же время, если временно не занята должность посла, это не значит, что никто не представляет Украину. Там есть временные поверенные, генеральные консулы, работают украинские дипломаты. Однако есть объективные причины, почему отсутствуют главы ряда дипмиссий. Ситуация с послами возникла до избрания президентом Петра Порошенко. Расставить столько послов в один момент не получится. Процедура согласования кандидатур со странами пребывания довольно длительная. И не дождавшись агреманов (предварительное согласие одного государства на назначение определённого лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства. —«Капитал»), указ о назначении не издашь.

Кроме того, президент ответственно подходит к выбору кандидатов. Считаю, что в отношении Франции, куда был назначен Олег Шамшур, и Польши, куда отправился Андрей Дещица, кадровые решения были действительно удачными.

— Но после этих назначений опять затишье…

— Это неполное впечатление, возможно, вызванное спецификой информирования в этой сфере, когда до назначения, как правило, не анонсируются страны и кандидаты. Мы согласовали более десятка новых кандидатур на позиции глав дипломатических и консульских миссий и сейчас ждем подтверждений от принимающей стороны. Среди новых назначений — послы в Германии и Швеции. Надеюсь, что вопрос решится за месяц-другой. Кроме того, есть видение и по Австралии, Венгрии, Молдове, Латвии, Португалии. А в самые ближайшие дни появится указ о новом после Украины в Австрии. Кстати, на мой взгляд, также достаточно удачное кадровое решение.

Мы говорим о важности не только европейского направления украинской внешней политики. В ближайших планах — укомплектовать все наши посольства в Африке, часть из которых станут хабовыми, обслуживая по несколько стран. В частности, речь идет о послах в Египте, Нигерии и Кении. Люди подобраны, в течение месяца рассчитываем получить агреманы.

— По каким критериям отбирают кандидатов в послы?

— У нас общая позиция с министром Павлом Климкиным в этом вопросе, и ее поддерживает президент. Есть четкое понимание, что интересы Украины должны представлять люди с опытом, знающие не только английский язык, но и язык страны пребывания. Среди других требований — понимание приоритетов работы миссии в сегодняшних сложных условиях и обеспечение ее эффективности, осознание, что в странах, где сильно российское влияние, придется работать под серьезным давлением. Мы хотели бы, чтобы новоназначенные послы обладали динамичностью и коммуникабельностью, чтобы они находили различные коммуникационные каналы, формируя общественное мнение в пользу Украины. Желательный возраст кандидатов — 40‑50 лет, что по меркам дипломатии зрелая молодость. Если у кого‑то есть сомнения, то могу заранее заверить, что практика назначений в обмен на некую благодарность прекращена, и не стоит искать в новых назначениях коррупционной составляющей.

— Однако высказываются мнения, что в числе новых глав дипмиссий могут оказаться политические назначенцы.

— Из тех, кто уже назначен, и тех, чьи кандидатуры рассматриваются в данный момент, — все кадровые дипломаты. Но я не исключаю, что в некоторые страны поедут представители политикума. В истории нашей дипломатической службы есть, на мой взгляд, позитивные примеры и таких кадровых решений — Юрий Щербак, Дмытро Павлычко, Игорь Осташ…

— За такую практику в свое время критиковали предыдущего президента.

— Мы будем аппелировать к качеству наших назначений. Сейчас слышим упреки, что нет послов тут и там. Но упрекать будут сильнее, если кадровые решения будут поспешными, неосмотрительными. Поэтому президент так осторожен в выборе тех, кто будет представлять Украину.

— В этом видят его склонность к ручному управлению внешней политикой.

— Не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Осуществление руководства внешней политикой страны — это обязанность главы государства, зафиксированная в Конституции. Послы, особенно в ключевых странах, должны пользоваться доверием президента. А когда лидер страны доверяет, то посол вправе рассчитывать на поддержку в своей деятельности.

Интересы Украины должны представлять люди с опытом, знающие не только английский язык, но и язык страны пребывания

Президент Порошенко, который сам был министром иностранных дел, уделяет большое внимание межгосударственным отношениям. И это выгодно отличает его от предшественников. Он владеет английским языком, имеет опыт и умение вести переговоры и успешно выстраивает доверительные отношения с мировыми лидерами. Неудивительно, что Петр Порошенко занимается как стратегией, так и тактикой внешней политики. Считаю, что при нынешних вызовах это оправданно, жизненно необходимо. У президента — широкий спектр контактов с первыми лицами стран Европы, США, Канады, Японии, Китая, Австралии и влиятельными международными организациями — от встреч до регулярных телефонных разговоров. На сегодняшний день состоялось более 70 встреч и 160 международных телефонных консультаций, переговоров в двустороннем и многостороннем форматах. И это всего лишь за 150 дней.

За счет такой активности удается удерживать Украину в фокусе внимания, получить единую позицию в поддержку нашей страны, солидарность с ней.

— Возможны ли новые сокращения дипломатов, представляющих Украину за границей, а также дипломатических миссий?

— Сейчас внешнеполитическое ведомство проводит оптимизацию системы зарубежных представительств. Соответствующие предложения внесены МИД на рассмотрение президентом.

В основе такой оптимизации лежит прежде всего необходимость в условиях жесткой экономии финансовых ресурсов сохранить и даже качественно улучшить работу дипломатической службы на всех направлениях — политическом, экономическом, консульском.

Этому должно поспособствовать, в частности, и налаживание работы хабовых посольств, о которых я упоминал, и расширение практики назначения послов по совместительству, которые будут руководить работой ряда дипломатических учреждений в регионе. Например, такой подход будет практиковаться в странах Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки.

Безусловно, такая оптимизация повлечет и отдельные сокращения штатов в ряде заграничных учреждений. К сожалению, придется временно закрыть и несколько посольств и генсконсульств. Но, думаю, нам удастся выйти на вариант, который позволит не только оптимизировать дипломатическое присутствие Украины за рубежом, но и построить систему, которая максимально эффективно реализовывала бы возложенные на нее задачи.

Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Александр Ренкас
Александр Ренкас 13 ноября 2014, 16:06

Комментарий удален

реклама
реклама