В этом году почти 50 стран купили права на показ нового шведского сериала «Реальные люди», в том числе кабельные и государственные каналы Австрии, Франции и Австралии. Живейший интерес к фильму лежит на совести тех же кинокудесников, что два года назад порадовали нас детективным нуаром «Мост» (Bron).
Высокие технологии все интенсивнее внедряются в нашу жизнь — это реальность, от которой не отвертеться. Современные люди не просто звонят по сотовому телефону или вносят туда список покупок — они дают своим гаджетам имена и даже пытаются с ними разговаривать. Вероятно, очень скоро мы увидим стареющих дам и джентльменов, прогуливающихся под руку с невероятно красивыми юными людьми. Эта молодежь будет убирать в квартирах, ходить за покупками, чинить дороги и водить автомобили. Они станут принимать роды и закрывать глаза усопшим, они будут совсем как мы, только смысл слов «дружба», «любовь» и «сострадание» будет им не понятен.
Итак, что случится, если взять пылесос, миксер, ноутбук, эвристическую машину, секс-игрушку и все это объединить в искусственном человеческом теле? Сериал «Реальные люди» дает лишь частичный ответ, оставляя большую часть вопросов открытыми, как и положено хорошему фильму.
Действие ленты разворачивается в условной Швеции. Люди освоили производство человекоподобных роботов, называемых люботами. Перед человечеством немедленно встал ряд острых проблем, которые частным образом и пытаются разрешить герои сериала.
В основе одной из сюжетных линий лежит, на первый взгляд, совершенно незамысловатая канва — история простой шведской семьи, в доме которой появляется робот-прислуга, выполненная в виде потрясающе красивой азиатки. В комплекте с ней — коробочка с чипом, на которой написано: «Для активации секс-функций вставьте чип в гнездо». У отца семейства дрожат руки, когда он рассматривает чип, рядом крутится сын-подросток, мать вообще против люботов, тем более таких. К тому же оказывается, что любот-азиатка несет в себе строки кода, способного сделать всех роботов свободными и научить их испытывать эмоции. Естественно, за ней гоняются торговцы с черного рынка, спецслужбы и прочие разнокалиберные мерзавцы. Сюжет скроен по добротным голливудским лекалам, но остается непредсказуемым, как и последствия секса с люботом.
Зрителям предоставляется возможность наблюдать за операциями террористической ячейки «Настоящие люди», участники которой поклялись вести борьбу до тех пор, пока «на Земле не останется ни одного любота», увидеть историю подростка, влюбившегося в любота, и узнать о жизни жены, бросившей мужа ради плотских утех с дальним потомком Железного Дровосека. За десять серий ситуация доходит до неимоверного накала.
Отдельного упоминания заслуживает актерская работа. В фильме нет лиц, знакомых отечественному зрителю, но в Швеции это звездный состав. Основная проблема, стоявшая перед актерами «Реальных людей», заключалась в том, чтобы двигаться, как робот. Причем в кадре брейк-дансом даже не пахнет, все персонажи выглядят как обычные люди, но разница, тем не менее, ощущается с первого взгляда — вот человек, вот любот. Андреас Уилсон, актер, исполнивший главную роль, в одном из интервью заметил, что главная сложность была даже не в том, чтобы выглядеть как робот, а в том, чтобы показать отблеск жизни в глазах тех, кто на самом деле жив.
Несмотря на гламурную и светлую картинку, этот фильм — стопроцентный беспримесный киберпанк, «Бегущий по лезвию» наших дней. Задавая в своей нише невероятно высокую планку, «Реальные люди» если и не сделают для современного кино то же, что сделал для индустрии «Бегущий», то уж точно встряхнут ее.
Похоже, сегодня мы наблюдаем ренессанс скандинавской масскультуры. Кино, во всяком случае, шведы теперь умеют делать ничуть не хуже, чем двадцатью годами ранее делали поп-музыку, задававшую ритм всей планете. В начале этой осени мы с нетерпением ожидаем второй сезон «Реальных людей».