Крупнейший в Украине производитель тепловозов «Лугансктепловоз» оказался на контролируемой боевиками ЛНР территории, но при этом строит оптимистические планы. Согласно программе на 2015 г., «Лугансктепловоз» хочет не только сохранить объемы выпуска тепловозов по сравнению с 2013‑2014 гг., но и увеличить их производство. Продукция завода, владельцем которого является российский «Трансмашхолдинг», будет поставлена одному государственному заказчику — «Российским железным дорогам» (РЖД). Производственные планы могут нарушить боевые действия и перебои с поставками электроэнергии.
Война — не помеха
«Лугансктепловоз» в этом году намеревался произвести 332 секции тепловозов, однако планам помешали боевые действия на востоке страны: в августе было нарушено энергоснабжение предприятия, вследствие чего оно простаивало в течение двух месяцев. Из-за этого цели пришлось подкорректировать в сторону снижения: по итогам 2014 г. «Лугансктепловоз» ожидает выпустить 282 секции тепловозов.
Однако в следующем году луганское предприятие хочет даже нарастить производство — выпустить уже 300 локомотивных секций, которые будут поставлены РЖД. По оценкам инвестиционной группы «АРТ Капитал», стоимость заказа для российских железнодорожников может составить $ 350‑400 млн. Пресс-служба «Лугансктепловоза» сообщила на сайте предприятия, что они рассчитывают и на украинские заказы. Завод, в частности, надеется на реализацию проекта Кабинета министров по привлечению финансирования в объеме 12 млрд грн под госгарантии. Средства будут использованы для закупки локомотивов.
По мнению экспертов, «Лугансктепловоз» является редким исключением из ряда предприятий в зоне проведения АТО, большинство из которых остановлены или работают по минимуму из‑за боевых действий. Старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко не исключает, что лояльность к «Лугансктепловозу» со стороны властей непризнанной ЛНР связана именно с российской пропиской заказчика и основного владельца предприятия. «Лугансктепловоз» подчеркнул, что ему удалось полностью сохранить штат сотрудников и продолжить выполнение заказов для РЖД.
Нет препятствий
Еще 1 сентября старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил, что компания переориентировала заказы с «Лугансктепловоза», который остановлен из‑за перебоев с энергоснабжением, на российские предприятия. Однако на прошлой неделе председатель наблюдательного совета «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров сообщил «Капиталу», что украинский производитель локомотивов работает в штатном режиме. На вопрос корреспондента издания о том, не нарушены ли связи с поставщиками запчастей и другими партнерами, Быкадоров ответил, что завод не испытывает таких трудностей, так как оплачивает поставки в полном объеме. При этом обеспечил себя необходимыми комплектующими на несколько месяцев вперед. «Мы сохранили сотрудничество с основными партнерами из Украины и России, а также с поставщиками из США, Германии, Польши и Чехии», — сказал Быкадоров.
По заверению председателя набсовета, сейчас у завода нет проблем и с логистикой: боевики не создают препятствий при ввозе комплектующих и вывозе готовой продукции. Он утверждает, что российские акционеры планируют и дальше развивать «Лугансктепловоз» и загружать заказами предприятие. «Единственное, что может помешать выполнению заказа в полном объеме, так это слабая подача электроэнергии, которой сегодня недостаточно, чтобы перейти на необходимый двухсменный режим работы», — говорит Быкадоров.
Подтвердил планы по загрузке «Лугансктепловоза» и основной его акционер — российская компания «Трансмашхолдинг». Сейчас идет активная фаза формирования бизнес-плана на 2015 г., в том числе обсуждаются и заявленные луганскими коллегами объемы закупки локомотивов, заявил «Капиталу» руководитель департамента внешних связей «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. По его словам, также прорабатываются варианты производства на «Лугансктепловозе» локомотивов для других заказчиков в странах СНГ.
По предварительным данным, в 2015 г. «Российские железные дороги» планируют приобрести 300‑350 тепловозов, рассказал «Капиталу» вице-президент РЖД Анатолий Мещеряков. Он пояснил, что инвестпрограмма РЖД предусматривает закупку подвижного состава у «Трансмашхолдинга», в том числе тепловозов. По его словам, компания заверила, что сможет обеспечить поставку необходимого количества локомотивов, а РЖД купит их столько, сколько сможет выпустить предприятие в Луганске.
Возможности
В «Лугансктепловозе» считают, что их продукция останется востребованной в России, поскольку у нее оптимальное соотношения «цена — качество», а «Российские железные дороги» взяли курс на обновление локомотивного парка. По оценкам экспертов, средний возраст локомотивов РЖД превышает 27 лет при нормативных 35. Так что компания вряд ли откажется от планов по закупкам нового тягового состава, тем более что РЖД к 2030 г. намеревалась омолодить средний возраст локомотивов с 27 до 20 лет.
Однако эксперты предостерегают, что заказы РЖД могут и не достаться луганскому предприятию. По мнению Андрейченко, завод остается в зоне риска и в любой момент возобновление боевых действий может сорвать планы компании. «Активные боевые действия могут прервать поставки комплектующих, препятствовать отправке готовой продукции и вообще прекратить работу предприятия из‑за риска для жизни сотрудников и проблем с электроснабжением, как это уже было в августе. Поэтому не исключено, что РЖД сократит объем заказов на украинские тепловозы в пользу электровозов, производимых в Новочеркасске (Россия). В IV квартале этого года РЖД уже резко увеличила заказ на Новочеркасском электровозостроительном заводе на 30 % — до 180 секций из‑за срыва поставок с «Лугансктепловоза», — указывает аналитик.
Что касается перспектив финансирования закупок подвижного состава «Лугансктепловоза» для «Укрзалізниці» под госгарантии, то они выглядят довольно призрачными, полагает Андрейченко. Он пояснил, что долг государства и без того выходит за ранее согласованные с Международным валютным фондом параметры.