В течение месяца будет прекращено обслуживание банковских счетов физлиц и юрлиц в зоне АТО. Соответствующее поручение Нацбанк получил от президента Украины Петра Порошенко. «Предложить Национальному банку Украины в месячный срок принять меры по прекращению обслуживания банками счетов, в том числе карточных, открытых субъектам хозяйствования всех форм собственности и населению на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Луганской и Донецкой областях» — говорится в указе главы государства.
Закрыть течь
Решение президента существенно осложнит жизнь как бизнесу, так и жителям региона. Однако, полагают опрошенные «Капиталом» эксперты, оно оправдано с точки зрения интересов центральных властей.
«Абсолютно правильное решение, которое позволит ограничить возможности банковской системы при обналичивании или переводе денег сепаратистам из‑за пределов страны на территории, не контролируемые силами АТО», — отмечает председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей. В тоже время эксперт удивлен, что решение было принято только сейчас, а не в августе-сентябре.
Последним громким скандалом относительно сотрудничества банков с сепаратистами стали обвинения в адрес государственного Ощадбанка, некоторые отделения которого продолжали работать в зоне, не подконтрольной центральным властям. Ощадбанк признал, что часть его отделений в Донецке работало в сокращенном режиме «для выполнения социальных функций», но тем не менее отрицал причастность к финансированию терроризма. В банке трактуют распространение такой информации как деятельность, направленную на подрыв финансовой системы Украины.
Одобряет решение правительства и финансовый аналитик Павел Мишустин, поясняя, что перерегистрация юрлиц и физлиц в зону АТО — один из способов финансового мошенничества и уклонения от различных обязательств, например перед банками и бюджетом. Теперь же провернуть подобную аферу, не имея доступа к банковским счетам, будет сложнее.
Перерегистрация юрлиц и физлиц в зону АТО — один из способов финансового мошенничества и уклонения от различных обязательств, например перед банками и бюджетом
Однако сложнее будет не только клиентам, но и самим банкам. В первую очередь от остановки обслуживания счетов понесут убытки региональные банки и банки, активно работающие с корпоративным сектором, ведь на востоке представлено большинство крупных промышленных предприятий-заемщиков. К примеру, у банка ПУМБ 30 % клиентов юрлиц находятся именно в зоне проведения антитеррористической операции. Также понесут убытки и финструктуры, активно работающие с населением, такие как Ощадбанк и ПриватБанк, так как восточные области страны одни из самых густонаселенных.
В конце октября министр финансов Александр Шлапак сообщил, что потери украинских банков в зоне АТО составляют 60 млрд грн. Финучреждения даже обратились в НБУ с просьбой списывать на расходы такие убытки постепенно, а не сразу.
Самозанятые
В то же время физлиц и юрлиц, зарегистрированных на территории самопровозглашенной Донецкой народной республики, могут перевести на обслуживание в недавно созданный центральный республиканский банк ДНР. Как ранее писал «Капитал», согласно постановлению министерства финансов ДНР, это финучреждение должно стать главным банком республики. Процедура открытия счетов в центральном банке началась 13 октября. К этой дате, согласно сообщениям боевиков, в ДНР уже была создана внутренняя платежная система.
Впрочем, гарантий, что жители зоны АТО получат доступ к банковским услугам хоть в какой‑то форме, нет. С юридической точки зрения закон об особом статусе территорий, подконтрольных боевикам, принятый Верховной Радой, не дает им права на создание своего банка. «Самоуправление в регионах не означает, что они сами смогут регулировать вопросы денежного оборота и финансово-кредитные отношения», — говорит партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. — Самоуправление расширено в четко оговоренных границах, и право выпуска собственной валюты или организации своего центробанка законом не предусмотрено, следовательно — противозаконно».