Недавно мне позвонил один старый знакомый. Он родом из Стаханова, лет пять назад перебрался в Киев и обосновался тут вместе с женой и двумя детьми. Последние несколько лет работает оператором на телевидении.Созваниваемся мы с ним редко, а видимся — и того реже. Оттого звонок был столь неожиданным. «Привет», — сказал Ярик и замолчал. Нехорошо замолчал, тяжело. Я знаю, что по работе его отправляют в самые разные уголки нашей не бескрайней, но и немаленькой родины. Где‑то в животе у меня екнуло, скрутило и ухнуло вниз. «Что случилось‑то?» — спросила я. «Да вот, — говорит — в командировку тут съездил… В Славянск». Мы еще немного помолчали, а потом Ярика прорвало.
Поездка произвела на него шокирующее впечатление. Да и как может не впасть в состояние шока любой психически здоровый человек, увидев собственными глазами, как живут люди в условиях войны? Войны дикой и бессмысленной — той, которую военные верхи называют безликим штабным словом «гибридная». Каким‑то бесцветным и ужасно уставшим голосом приятель мой рассказывал об увиденном. О том, что заправляют всем вооруженные люмпены с оружием («Это настоящие гопники, понимаешь?! Какое‑то быдло с автоматами в руках!»), о разлитом в воздухе липком чувстве страха, о том, что люди ведут себя и живут там сейчас, как животные. В общем, рассказывал примерно все то, что можно увидеть в новостях или прочитать в СМИ. Только выросший в небольшом шахтерском городке приятель мой на все это смотрел собственными глазами, и его пропущенный через самое нутро рассказ оставил невероятно тягостное, давящее чувство.Чувство, которое только усиливается от наблюдений за тем, как и чем живет все это время столичный офисный планктон. Как он красиво и аккуратно рвет на груди вышиванку и тут же сообщает об этом в Facebook. Куда ж еще. Всем известно, что нынче главное оружие патриота — страничка в соцсети. Тут можно и запостить фотку в одежде цветов национального флага или с ленточкой в тех же цветах. Можно заниматься грозным обличением контры — бродить от поста к посту скептиков и циников и писать им агрессивные комментарии. Гневливо надув перед монитором макбука губу, обвинять в нелюбви к родине всех тех, кто, по мнению офисных патриотов, не осознает своего счастья — жить в эпоху больших перемен. А доллар по 16 и война — так это, по их мнению, необходимые издержки на пути к светлому европейскому будущему, которое неизвестно когда, но обязательно настанет.
Ведь так удобно сидеть в теплом офисе в тщательно подобранной брендированной одежде и выпучивать глаза от распирающего патриотизма. Подводить теоретическую базу под не слишком приглядную действительность. И делать вид, что людей, которые на самом деле — буквально на собственной шкуре — эту самую действительность сейчас расхлебывают, не существует.