По данным ассоциации TRACE International, Украина занимает 132‑е место среди 197 стран по уровню коррупционных рисков (см. материал здесь).
Игорь Когут, директор компании по управлению активами «Финэкс Капитал»:
Ощутимых, как и видимых, изменений не происходит. Одних деклараций высших эшелонов власти и грантов международных организаций на цели борьбы с коррупцией недостаточно. Необходимы воля, реформы, а их нет. Но есть большой соблазн подчинить себе уже существовавшие схемы и потоки. Невозможно перевоспитать чиновника с его мизерной оплатой труда и отсутствием соцпакета. Только изменив условия труда бюджетной сферы с усилением ответственности в рамках Уголовного кодекса и возмещения государству всего ранее предоставленного, возможно преломить ситуацию с коррупцией.
Наталья Красненкова, директор компании социальных коммуникаций PR-House:
Снижения уровня коррупции на уровне государства не ощутила. Ежедневно наши клиенты говорят нам о коррупции в министерствах, называют все те же схемы откатов и тендерных махинаций. Но есть одна хорошая новость — снижение уровня коррупции в головах простых людей. И этот процесс важен своей поступательностью и вирусностью. Он пока менее заметен, но не менее важен. Люди стали меньше давать взяток в больницах, в ГАИ, в школах. Сами учителя говорят: не дарите нам ничего, отдайте эти средства на АТО. Все это признак титанических сдвигов в обществе.
Андрей Онистрат, председатель набсовета банка «Национальный кредит»:
Увы, спада уровня коррупции за последний год не ощутил, хотя и надеялся на это. Сегодня коррупция изменила форму: если раньше она была централизованной, то сейчас — децентрализованной. Глобально ее уровень не уменьшился, изменилась глубина. Раньше существовали кланы, между которыми распределялся контроль над определенными секторами. Сейчас же эти кланы разбились на несколько групп влияния, что диверсифицировало коррупционное влияние в стране. Если должник не хочет платить, то за нужное решение он договаривается с судьей, а раньше нужно было с председателем суда.
Сергей Мазур, генеральный директор компании «Витис Групп»:
Существует два тренда. Первый — это бытовая коррупция: жэки, врачи, учителя, гаишники, мелкие государственные службы. Так вот ее уровень действительно стал падать. А что касается второго — бизнес-вопросов (все уровни и службы), то здесь тарифы только растут. И при этом, по словам многих участников, повысился уровень взяток с одновременным понижением ответственности за решение вопроса.
Оксана Яковлева, генеральный директор компании «Gefco Украина»:
Если честно, то сложно сказать, что уровень коррупции снизился. Хотя, с одной стороны, вижу и слышу положительные изменения в таможенной и налоговой службах, да и Госавтоинспекция ведет себя в последнее время совсем по‑другому. Но все же я больше верю, чем знаю, что коррупция в нашей стране за этот год уменьшилась. Надеюсь, что все у нас как‑то да и улучшится.
Николай Дориченко, директор по развитию, партнер MBA Field:
Спад есть практически во всех отраслях. Снижается уровень жизни разных слоев населения. Наблюдается также существенное ухудшение оптимистических настроений украинцев. Но вот коррупция в нашей стране имеет классическое устойчивое развитие. К великому сожалению.