Украинцы сокращают покупки до минимума. В январе-октябре розничные продажи упали на 6,8 % по сравнению с этим же периодом прошлого года, сообщила вчера Государственная служба статистики. Это наибольший спад розничного товарооборота со времен кризисного 2009 г.
Восточный мотив
Вполне ожидаемо розничные продажи снизились в Донецкой и Луганской областях. Падение товарооборота за десять месяцев здесь составило 31,9 % и 40,3 % соответственно. Население этих двух регионов, в том числе и зоны вне АТО, столкнулось с невыплатами зарплаты. В начале года общий объем задолженности перед работниками предприятий в Донбассе составлял менее 160 млн грн, на сегодня он превысил 1 млрд грн. К тому же в этих регионах население вынуждено экономить на фоне новостей о грядущем прекращении социальных выплат на занятой боевиками территориях.
Впрочем, объем торговли падает не только здесь. Из отчета Госстата следует, что лишь семь регионов из 24 областей сохранили или приумножили темпы торговли по сравнению с прошлым годом, тогда как остальные 14 и Киев получили спад в продажах. Этому «способствовал» рост цен, спровоцированный обвалом гривни. С начала года индекс потребительских цен вырос на 19 %, тогда как, например, средняя зарплата — только на 9,5 %, до 3481 грн.
Отложить покупки
Спад продаж по итогам десяти месяцев оказался меньшим, чем прогнозировали некоторые эксперты. «Я ожидал более глубокого падения в ритейле не только по причине инфляции и девальвации, но по причине неуверенности потребителей в завтрашнем дне», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По его оценке, спад должен был составить порядка 10 %.
Но и при текущем падении торговли бизнес вынужден закрываться. К примеру, по данным компании AUTO-Consulting, в условиях падения авторынка, который за три квартала просел на 53 %, трейдеры закрывают автосалоны. «Собственники оказались перед дилеммой: либо продолжить работать с убытками, либо закрыть автосалон», — сказано в сообщении AUTO-Consulting.
728,6 млрд грн составил объем розничных продаж с начала года. Из-за войны и девальвации украинцы стали тратить меньше
Несмотря на затянувшийся спад продаж в рознице, в октябре потребительские настроения украинцев несколько улучшились по сравнению с сентябрем, пришли к выводу в компании GfK Ukraine. Опрос для ежемесячного индекса потребнастроений зафиксировал, что несмотря на падение индекса текущего личного материального положения до самого низкого с 2009 г. уровня, индекс его ожидаемых изменений вырос. Впрочем, эти данные исследователи собрали до очередной волны обесценивания нацвалюты, пришедшейся на первую половину ноября. С начала года она девальвировала уже на 100 %.
До последнего времени не были реализованы и риски того, что ритейл уйдет в тень. В противном случае было бы более глубокое падение, добавляет Олег Устенко. «Но это не означает, что эти риски не будут реализованы до конца года. Потребители будут стараться экономить, а продавцы — предлагать товар по серым схемам, особенно это касается импортной продукции. — говорит Устенко. — В таком случае падение продаж по официальной статистике будет гораздо больше».