Технології

экстремальный маркетинг

Украинцы перестали приносить доход мобильным операторам

Украинцы перестали приносить доход мобильным операторам
Фото: Иван Черничкин

Мобильная связь — чуть ли не единственная массовая услуга в Украине, расценки на которую пока не привязаны к доллару. Ключевые игроки на рынке по‑прежнему не учитывают в основных тарифах не только девальвацию гривни, но и инфляцию. В результате средний доход с одного абонента в месяц (ARPU) на этом рынке к концу третьего квартала упал до $ 3. Год назад этот показатель приближался к $ 5. Сейчас он практически находится на уровне мирового минимума. В два раза ниже, чем в таких постсоветских странах, как Казахстан, Узбекистан, в 3 раза ниже, чем в России. Фактически украинская доходность абонентов мобильной связи сейчас находится на уровне африканских стран, таких как Зимбабве. Но мы все еще платим больше, чем такие как Пакистан или Бангладеш, где ARPU составляет $ 1,5‑2. Доходность от услуг мобильной связи в Украине операторам лучше вообще не сравнивать с развитыми европейскими странами или США, чтобы не расстраиваться: США — $ 50, Франция — $ 30, Греция — $ 15.

Еще одно показательное сравнение: украинский абонент уже платит меньше, чем игрок в World of Tanks, который тратит в среднем в месяц на апгрейды $ 4,51.

Как заработать оптом

Помимо того, что у мобильных операторов заметно просел доход с каждого клиента, он к тому же еще и унифицировался. «Большая тройка» («Киевстар», МТС, life:)) предоставляет услуги практически по одной и той же цене, в то время как еще год назад «Киевстар» считался немного дороже, чем «МТС Украина», а МТС — дороже, чем life:). Чтобы хоть как‑то увеличить доход, операторы осенью начали предлагать абонентам купить довольно большой объем услуг, «оптовая» стоимость которых оказалась бы несколько ниже, чем в розницу. Так например, «Киевстар» в новом октябрьском тарифе «Свободная страна» предложил сэкономить 33 %, сразу заплатив 90 грн за внутрисетевой безлимит и 200 минут на другие сети. Life:) в это же время вывел линейку «Все включено», где, например, за 79 грн предложил 300 минут на другие сети и сетевой безлимит.

Нужно сказать, что предложения такого типа могут увеличить средний чек абонента максимально честным образом по отношению к нему. Он явно понимает, за что платит. Еще совсем недавно, в начале лета, применялись скрытые методы, которые могли только подпортить репутацию компании. Например, «Киевстар» абонентам некоторых тарифных планов подключил услугу «Экстра деньги» автоматически. Люди могли случайно уйти в долг, не заметив обнуления счета. Кроме того, абоненты крупнейшего мобильного оператора в этом году могли стать жертвой принудительного перевода на другой тарифный план. Такие опции клиенты воспринимают очень болезненно.

Чуть-чуть подкрутили

В этом году операторы проводили лишь «косметические» повышения базовых расценок. «Киевстару» и life:), например, пришлось поднять тарифы на междугородные звонки. «Уровень затратных составляющих услуг международных звонков и роуминга напрямую зависят от курса валют», — отмечает директор по маркетингу «Киевстар» Святослав Горбань. Ведь операторы рассчитываются с иностранными партнерами. В среднем международка у этих операторов подорожала на 5‑25 %.

«МТС Украина» глобальных изменений в тарифах на международную связь не делала, были лишь небольшие корректировки. В то же время эта компания постаралась компенсировать увеличение затрат за счет второстепенных услуг. Например, услуга «Перевод денег» подорожала с 2 до 2,5 грн, немного поднялись в цене смс, «Гудок» (мелодии вместо звонка) и пр.

Впрочем, глава департамента по телекоммуникациям аналитической компании GFK Ukraine Надежда Тарасенко считает, что мобильным операторам все таки придется пересматривать тарифы. Это, по ее словам, связано не только с девальвацией и инфляцией, но и увеличение платы за радиочастоты в этом году в 2 раза. «После финансового кризиса в 2012 году в Беларуси в среднем рост цен на отдельные услуги мобильной связи составил от 30 % до 80 %.Также не стоит забывать про 3G-тендер. Помимо стоимости самой лицензии, игроков ожидают существенные инвестиции в сеть», — говорит она.

Борьба за вторую сим-карту

Несмотря на то, что рынок уже давно сформирован, у всех трех крупнейших мобильных операторов в этом году росло количество абонентов. Основная причина для такого нестандартного тренда — увеличение продаж смартфонов с двумя сим-картами. По данным GfK Ukraine, более половины из 5,5 млн проданных в 2013 г. обычных телефонов пришлось на модели с двумя сим-картами. В этом году уже было реализовано 4,2 млн дуал-симов (смартфонов и обычных телефонов). Эту тенденцию учел life:), который продолжает бороться за вторую сим-карту. В итоге количество активных клиентов у этого оператора за год возросло на 1,2 млн. Украинцы вынуждены покупать две сим-карты, так как звонки на другую сеть до сих пор остаются дорогими из‑за межсетевой ставки (0,36 грн / мин). Глава НКРСИ Александр Животовский считает, что этот барьер нужно постепенно снижать.

Пользователей интернета разбаловали

Рынок мобильного интернет-доступа сформировался еще к концу 2013 года. Тогда стало ясно, что пользователи уже платят за дата-трафик по максимуму и доходы операторов практически не растут. Поэтому в текущем году перед операторами встала задача приучить абонентов к потреблению больших объемов трафика. Это должно было стать своеобразной подготовкой к внедрению мобильной связи следующих поколений — 3G и 4G. В начале года операторы попытались полностью избавиться от тарифов с платой за каждый мегабайт. Вместо этого абонентам предложили безлимитный доступ с посуточной платой, которая обычно составляла 1‑2 грн. А затем каждый из операторов попытался снизить и эту цену до минимума. Как видно из отчетов операторов за второй квартал, потребление интернета выросло, как минимум, на 50 %. Чего нельзя сказать о доходах от этого сегмента, которые сократились на треть.

Замдиректора агентства GFK Ukraine Глеб Вышлинский считает, что безлимитные интернет-тарифы могут сыграть с операторами злую шутку в будущем, когда в стране все‑таки появятся возможности для развития 3G. Привыкшим к безли­мит­ному 2G-интернету абонентам будет сложнее продать 3G-тарифы, где принцип «бандлов» не действует. В мире 3G-тарифы в несколько раз превышают тарифы на связь 2G. А украинские операторы из-за отсутствия новых технологий настолько модернизировали свои сети передачи данных, что теперь они являются одними из лучших в мире. С появлением 3G неискушенный пользователь может и не заметить особой разницы в скоростях.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама