Крупнейшего в стране производителя аккумуляторов — корпорацию «Веста» — банкротят кредиторы. Вчера стало известно, что Хозяйственный суд Днепропетровской области возбудил дело о банкротстве ее дочерней компании «Веста Индастриал», а летом аналогичное дело было открыто судом в отношении другой ее «дочки» — «Веста-Днепр». На этих предприятиях сосредоточено основное производство корпорации.
Энергия замедления
В корпорации «Веста» вчера на запрос «Капитала» не ответили. Но в финансовом отчете холдинговой компании Westa ISIC (входит в состав корпорации) за первое полугодие говорится, что в течение этого периода продажи основной продукции корпорации — автомобильных аккумуляторных батарей — упали на 52 % по сравнению с январем-июнем 2013 г. (до 0,7 млн штук) из-за низкого рыночного спроса. В целом за первые шесть месяцев 2014 г. Westa ISIC получила $ 91,594 млн чистого убытка, что в 8,6 раза больше, чем за то же время 2013 г., выручка сократилась в 2,3 раза — до $ 20,031 млн. Падение продаж и прибыли ставит под сомнение способность компании обслуживать долг в размере $ 232 млн (на конец первого полугодия 2014 г.), отмечает старший аналитик инвестгруппы «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. Он указывает, что по итогам последних 12 месяцев соотношение чистого долга компании Westa к ее EBITDA составило 17,4 х 1, притом что инвесторы и кредиторы начинают нервничать уже при 3 х 1. Фактически, делает вывод эксперт, сегодняшний уровень долга по отношению к прибыли компании можно назвать неподъемным.
В отчете Westa подчеркивается, что ее финансовое положение остается сложным, но руководство продолжает переговоры с украинскими банками о реструктуризации их требований, что, по ожиданию компании, позволит рассрочить основные выплаты на пять-семь лет. Более того, в рамках все той же реструктуризации кредитной задолженности к ноябрю текущего года компания планировала завершить реорганизацию трех дочерних предприятий «Веста-Днепр», «Веста Индастриал» и «Промышленные энергетические системы» с целью передачи всех бизнес-операций одному юридическому лицу — Westa Car Buttery Ltd.
Рынок
Проблемы со сбытом продукции испытывают и другие участники рынка. За 10 месяцев производство аккумуляторов в стране сократилось на 40 %, причем со временем падение усилилось и в октябре уже составило 58 % к октябрю прошлого года, говорит Андрейченко. В Украине работает три больших компании, которые в вместе удерживают около 90 % общего выпуска батарей в стране: Westa (45 %), ISTA (25 %) и «Мегатекс» (20 %), при этом за счет украинских заводов покрывается только половина отечественного рынка, остальное — импорт. Объем местного рынка колеблется в пределах 2,3 млн батарей.
$91,6 млн чистого убытка получила в первом полугодии 2014 г. корпорация «Веста», это усложняет обслуживание ее долга в $232 млн
Около 40 % производимых в Украине автомобильных аккумуляторов экспортируется в основном в Российскую Федерацию. Привлекательность рынка России объясняется прежде всего тем, что при его емкости в 11–12 млн батарей в год только 40 % покрывается за счет местных производителей. Но сейчас спрос стал заметно снижаться из‑за сокращения производства автомобилей в РФ, и украинские поставщики испытывают из‑за этого значительные трудности, рассказала «Капиталу» начальник отдела маркетинга Торгового дома ISTA (производитель аккумуляторов, один из отечественных конкурентов «Весты») Наталья Василец. В частности, по ее словам, меньше стал заказывать батарей АвтоВАЗ. Кроме того, у ISTA истек срок контракта с компанией «Рено Россия» (который та не стала продлевать), а новый контракт российское предприятие пока не спешит подписывать. Наши производители аккумуляторов уверены, что российские дистрибьюторы перестали покупать украинскую продукцию из‑за конфликта двух стран. В результате «Веста» не смогла должным образом загрузить свои украинские мощности. «Не исключено, что с началом проблем в торговых отношениях Украины и России корпорация «Веста» пересмотрела свою стратегию продвижения на российском рынке и сконцентрировалась на своих заводах в Курске», — считает Андрейченко. Он напоминает, что несколько лет назад корпорация выкупила 60 % курского завода «Аккумулятор», а также приобрела компанию «Исток» в том же городе. Оба предприятия занимают 20 % в общем объеме производства автоаккумуляторов в России и 9 % местного рынка этой продукции.
По словам Василец, внутренний спрос также снижается из‑за ряда факторов: курсовые колебания национальной валюты, рост импорта и уменьшение доходов населения. «Заводы несут издержки из‑за того, что приходится закупать сырье за валюту, причем не только импортное, но и отечественное», — сетует она.
По данным одного из дилеров украинских производителей, пожелавшего сохранить анонимность, в этом году отечественные заводы подняли стоимость батарей на 50 %.