29 ноября в столичном Центре культуры и искусств КПИ можно будет оценить долгожданную новую постановку одной из самых заметных в украинском культурном пространстве фигур — режиссера Владислава Троицкого. Основатель и художественный руководитель киевского театра «Дах», идейный вдохновитель мультидисциплинарного «Гогольfest» взялся на сей раз за знаменитую пьесу Уильяма Шекспира «Кориолан». По мнению режиссера, трагедия о римском полководце, предательстве и патриотизме как нельзя более актуальна для Украины.
То, что именно музыка очень часто определяет уровень театрального спектакля, основатель ЦСИ «Дах» Троицкий знает как никто. Можно вспомнить и длительное сотрудничество даховцев с ансамблем «Божичи», и театральные эксперименты группы «ДахаБраха», и прекрасно составленные музыкальные программы «Гогольfest». В руках Троицкого музыка не просто задает пульс сценического действия, создает «звуковые декорации». Она является кровеносной системой спектакля.
Если принять как данность шокирующее любого меломана утверждение, что для оперы композитор необязателен, то все остальное в новой постановке Троицкого уже не кажется таким радикальным. Нарочито эклектичная музыкальная партитура «Кориолана», в которой можно опознать фрагменты опер Клаудио Монтеверди, раскованное танго, корсиканские мотивы и даже нечто арабское — плод коллективного творчества дюжины исполнителей и вокального тренера Анны Охримчук. Ни вокалисты, ни инструменталисты, которых в спектакле задействовано поровну, до этого никогда не имели отношения к «Даху».
Очевидно, что на открытом кастинге ставку делали не на звездный имидж артистов (более того, специфический грим задуманно обезличивает их), а на молодость, талант и творческую гибкость. В результате отбор прошли Антон Литвинов (Кай Марций Кориолан), Марианна Головко (его жена Виргилия), Анна Марич (его мать Волумния), Андрей Кошман (полководец вольсков Тулл Авфидий). Лизе Курбанмагомедовой досталась мужская партия друга Кориолана Менения Агриппы, тогда как Руслану Киршу — целых три роли: Валерия (женская роль Валерии, подруги Виргилии, превратилась в мужскую, т. е. у жены Кориолана появился друг), Глашатая и Полководца. Состав инструментального секстета таков: Антон Байбаков заведует электроникой, Юлия Ваш играет на клавесине, София Турта — на клавишных (пианино или рояль), Андрей Надольский — за барабанами, Жанна Марчинская — виолончель и Артем Дзегановский — скрипка.
При неизменной сценографии (если так можно назвать небольшой подиум) и экономных передвижениях певцов основная ответственность за визуальную привлекательность спектакля (для зала на 1640 мест это немаловажно) ложится на плечи видеохудожников Максима Побережского и Алексея Тищенко (тандем TENPOINT), которые будут микшировать заготовки со съемками в реальном времени.
Что касается текста Шекспира, то к нему также применен вполне творческий подход: отдельные фрагменты взяты из известных переводов Пантелеймона Кулиша и Дмитра Павлычко, часть перевели и домонтировали сами, добавив англоязычные варианты шекспировских сонетов.
Ближайшие премьеры в европейских оперных театрах
«Русалка»
Teatro dell’Opera, Рим
с 27 ноября
Чешский композитор Антонин Дворжак написал десять опер, однако самой известной — и единственной, которую ставят на сценах по всему миру, — является «Русалка». Дочь Водяного влюбляется в принца. Коварная волшебница дает Русалке человеческую душу, но отбирает голос, что, впрочем, не мешает принцу ответить взаимностью на чувства девушки. Правда, счастливого финала у этой истории нет. В Милане «Русалку» поставил режиссер Денис Криф. Ему всегда были интересны произведения славянских композиторов. А также тема смерти: в каждой новой постановке он задается вопросом, насколько откровенно можно показать трагедию на сцене. В «Русалке» у Крифа — богатый материал для экспериментов, ведь главным героям оперы предстоит сделать выбор между любовью и смертью.
«Волшебная флейта»
Opernhaus, Цюрих
с 7 декабря
«Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта — одна из самых популярных опер в мире. В цюрихском Opernhaus считают, что секрет успеха произведения — не только в виртуозной музыке знаменитого австрийского композитора, но и в смысловой глубине истории. Ее можно воспринимать как волшебную сказку: Памину, дочь Царицы Ночи, похитил волшебник. Освобождать ее Царица отправляет принца Тамино, тот переходит на сторону волшебника и в финале находит настоящую любовь. Однако восходящая звезда Цюрихской оперы режиссер Татьяна Гюрбака увидела в «Волшебной флейте» метафорический смысл: противостояние двух мировоззрений. Мистического в мире Царицы и исповедующего ценности эпохи Просвещения у волшебника. На этом и делает акцент новая постановка.
«Фиделио»
Teatro alla Scala, Милан
с 7 декабря
Людвиг ван Бетховен, ключевая фигура венской классической школы, известен главным образом благодаря своим симфониям и сонатам. Хотя изредка композитор брался и за более крупные музыкальные формы. «Фиделио» — его единственная опера. Она начинается как легкая романтическая комедия: тюремный привратник влюблен в дочь надзирателя, а та мечтает о благосклонности нового помощника своего отца Фиделио. На самом деле Фиделио — это Леонора, которая нанялась в помощники к надзирателю тюрьмы, чтобы освободить своего супруга Флорестана. Тут опера постепенно превращается в драму: Флорестану грозит смертельная опасность, поскольку он свидетель преступлений местного коменданта. Дирижировать будет именитый Даниэль Баренбойм, который всю жизнь изучает наследие Бетховена.