Автомобиль сворачивает со скоростного шоссе в сторону аэропорта и, расправив крылья на полосе, взлетает после короткого разбега. Это не кадры из фильма о трансформерах и не очередной блокбастер о персонаже американских комиксов изобретателе Тони Старке. Испытания подобных прототипов уже сегодня активно проходят в США и Европе. К 2016 году аппараты будут готовы к серийному производству.
Ключ поверни и полетели
Ричард Герш, вице-президент департамента по развитию бизнеса американской корпорации Terrafugia, о своем первом полете на летающем автомобиле рассказывает «Капиталу» с мальчишеским восторгом. Модель-трансформер, которую сконструировала и тестирует его компания, называется Transition. Перед взлетом автомобиль раскладывает крылья и становится похожим на спортивный самолет. «Это было потрясающе, — вспоминает Герш. — Чувствуешь себя очень комфортно, обзор отличный, а места в салоне больше, чем в обычном легком самолете, на которых мне приходилось летать раньше».
Герш — один из 12 сотрудников Terrafugia, кто поднимался в воздух на Transition в качестве пассажира. Хотя у него есть лицензия пилота, управление аппаратом пока доверяют главному летчику компании Филу Метиру. Тем не менее компания уже собрала около 100 предзаказов на летающий автомобиль, который стоит $ 279 тыс. Достаточно внести депозит в размере $ 10 тыс., и вас поставят в очередь, выдадут номер модели, первые из которых, уверяют в Terrafugia, должны отправиться к своим владельцам в 2016 году. Пока депозит можно при желании забрать, но как только все лицензии будут получены и станет известна дата выпуска первой серийной модели, он будет невозвратным. 90 % клиентов корпорации живут в США, остальные — в Великобритании, Китае и Австралии. Желающих купить Transition из Украины и России пока не было, говорят в компании.
Ричард Герш признается, что хотел бы иметь в своем автопарке такой аппарат. «Сама идея, что я могу приземлиться в другом аэропорту, сложить крылья машины и просто поехать в отель или, допустим, прямо в ресторан на ужин — это здорово», — восхищается он.
Прототип, который впервые поднялся в воздух в 2012 году, находится на стадии тестирования как на дорогах, так и в воздухе, но в скором времени Terrafugia начнет предлагать своим клиентам и потенциальным покупателям тест-драйв и тестовый полет.
Мечты сбываются
Жизнеспособных проектов по производству летающих автомобилей в мире немного. Еще один прототип, который в ближайшем будущем может сойти с конвейера, — словацкий AeroMobil 3.0, представленный на октябрьском инновационном фестивале Pioneers Festival в Вене. Европейский собрат Transition также может раскладывать крылья и отличается более футуристическим дизайном. Проект аэромобиля появился еще в 1990‑х, а первый прототип прошел испытания в 2010 году. Представленный в Вене AeroMobil 3.0 совершил 21 тестовый полет.
«Я как автор и дизайнер аппарата признаю: наблюдать за тем, как он создается, так сказать, изнутри — от рисунка линий крыла до полноценного дизайна, а потом увидеть, как твое детище воплотилось в летающий автомобиль, — ощущения незабываемые», — говорит «Капиталу» бессменный конструктор и главный пилот компании Стефан Кляйн.
Для управления аппаратом, как и в случае с американской моделью, нужно будет получать лицензию пилота. Правда, цена AeroMobil 3.0 пока неизвестна. «Это будет нечто среднее между стоимостью суперкара и ценой небольшого самолета», — предполагает глава компании Юрай Вакулик. Дата начала серийного производства не объявлена, но это должно произойти в самое ближайшее время, подтверждают в AeroMobil.
Нулевой выхлоп
В американской компании Terrafugia о словацком летающем автомобиле и других подобных ему знают, но уверяют: им нет дела до конкурентов. «Мы не анализируем другие проекты. И шпионов к ним не засылаем, — признается «Капиталу» Ричард Герш. — У нас своя дорога. Наша задача — получить лицензии от Национальной администрации безопасности дорожного движения США (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) и Федерального управления гражданской авиации (Federal Aviation Administration, FAA), то есть сертифицировать аппарат на государственном уровне. Наличие похожих разработок свидетельствует о том, что другие видят будущее в этих проектах. Такой ажиотаж и нам на руку». Своим главным рынком в компании считают США, поэтому стараются свой прототип создавать с учетом местных требований.
$279 тыс. будет стоить американский аэромобиль Transition
«Одна из причин, почему депозитный взнос пока является возвратным, — то, что мы сегодня не можем гарантировать, что получим все лицензии», — признается Герш.
Transition оснащен зоной деформации (речь о специальных частях кузова автомобиля, которые поглощают энергию при столкновении), а также подушками безопасности и парашютами. У аппарата есть так называемая система синтетического видения — компьютерный 3D-аналог окружающей самолет реальности, чтобы помочь пилоту ориентироваться в зонах плохой видимости.
На вопрос «Капитала» об эковерсии Transition, Ричард Герш отвечает, что на данном этапе для разработчиков в приоритете обновленный дизайн, а не смена начинки. «Да, идеи экологичных машин сегодня весьма популярны. Но наш прототип — это и автомобиль, и самолет. Как и в случае со всеми сертифицированными самолетами, нас обязывают оснащать модель определенным двигателем для самолетов. А таких с нулевым выхлопом нет», — поясняет Герш. На Transition установлен европейский двигатель ROTAX (эта компания — один из мировых лидеров в производстве двух- и четырехтактных бензиновых двигателей). Выбросы у таких двигателей меньше, чем у типичного двигателя самолета.
А вот создатели AeroMobil 3.0 не отрицают — они планируют разработать гибридный двигатель с новой трансмиссией (сейчас модель также оснащена двигателем ROTAX). «Мы хотим опробовать новые формы крыла, улучшить технические характеристики аппарата, скорость и мощность», — рассказывают в компании «Капиталу». Главное — сохранить в модели прежнюю функциональность, т. е. скорость, низкий расход топлива, мягкий взлет и посадку, устойчивость во время полета и габариты — модель можно оставить на обычной парковке. В AeroMobil 3.0, как и в Transition, есть парашюты для пилота и пассажира.
Летная школа
Большинство клиентов Terrafugia — пилоты. У многих уже есть личный самолет. Есть и бизнесмены, которые вынуждены часто летать. Но именно пилоты, по словам Ричарда Герша, могут прочувствовать всю пользу летающего автомобиля. «Они понимают ограничения, присущие маленьким самолетам, которые не умеют ездить по дорогам, а если погода нелетная, то в воздух им не подняться, — рассказывает Герш. — А наш может просто ехать по дороге, а не ждать, когда распогодится».
В компании уверяют, что постарались сделать управление Transition не сложнее, чем в спортивном самолете или обычном авто. Однако владельцам нужно будет пройти специальный тренинг. Согласно требованиям в США, пилот спортивного самолета должен пройти курс обучения не менее 20 часов, в который включены теоретическая часть, письменный и практический экзамены. «В нашем случае весь курс займет не более 40 часов», — подтверждает Герш. В летной школе при штаб-квартире возле Бостона клиенты Terrafugia будут учиться и сдавать тесты.
Туманные перспективы
Среди других схожих проектов летающих авто — голландский трехколесный вертолет Helicycle Pal-V (Personal Air and Land Vehicle), первый тестовый полет которого состоялся в 2012 году. Он может подниматься на высоту до 1,2 км и развивать скорость в небе и на земле до 180 км / ч. Хвост и винт прототипа складываются. Как и обычному вертолету, ему не требуется взлетная полоса. В мае этого года компания-производитель заявила, что первая партия двухместных аппаратов — 45 штук — сойдет с конвейера в 2016 году. Helicycle Pal-V будет стоить € 500 тыс.
Еще один летательный аппарат — четырехместный Skycar — проект компании Moller International. Дойдет ли дело до серийного производства — неизвестно. Пока единственный демонстрационный тестовый полет был совершен в 2003 году, да и то по соображениям безопасности Skycar был привязан к крану.
Скептики, однако, и прототипам вроде AeroMobil и Transition пророчат туманное будущее, поскольку их главный минус — высокая цена. Первопроходцам будет нелегко одновременно удовлетворить требования совершенно разных структур — наземных служб и авиационных. К тому же в странах, где автомобиль массово доступен, ценность такого трансформера может быть сомнительной. Кому нужно дорогое, пусть и умеющее летать авто, если можно просто позвонить из аэропорта в службу такси?
Встали на крыло
The Transition, США
Крейсерская скорость — 160 км / ч
Скорость авто на трассе — 110 км / ч
Для взлета нужна полоса длиной 518 м
Дальность поездки на одной заправке — 660 км
Расход топлива в воздухе — 18,9 л / ч
Расход топлива на трассе — 6,7 л / 100 км
Объем бака — 87 л
Физические характеристики аппарата:
• высота — 2 м
• ширина — 2,3 м (в сложенном виде)
• длина — 6 м
Размах крыльев — 8 м
Двухместный
AeroMobil, Словакия
Крейсерская скорость — 200 км / ч
Скорость авто на трассе — 160 км / ч
Для взлета нужна полоса длиной 250 м
Дальность поездки на одной заправке — 875 км
Расход топлива в воздухе — 15 л / ч
Расход топлива на трассе — 8 л / 100 км
Физические характеристики аппарата:
• ширина — 2,24 м
(в сложенном виде)
• длина — 6 м
Размах крыльев — 8,32 м
Двухместный