Технології

тенденции

Из-за Крыма и Донецка компании Ахметова потеряли интернет-абонентов

Из-за Крыма и Донецка компании Ахметова потеряли интернет-абонентов
Фото: Александр Пархоменко

Украинские интернет-провайдеры впервые в истории начали массово те­рять або­нен­тов. По оценкам кон­сал­тин­го­вой ком­пании Expert & Consulting (E&C), жертвами негативной тенденции стали провайдеры, работающие на востоке Украины и в Крыму.

Как ранее писал «Капитал», «Укртелеком» и телекоммуникационная группа Vega, принадлежащие СКМ Рината Ахметова, продолжили работать на полуострове, но с использованием дополнительных юридических лиц. «Киевстар» еще в августе распространил сообщение о том, что в его симферопольском офисе появились вооруженные люди, поэтому предоставление услуг пришлось прекратить. Интернет-провайдер «Датагруп» продал свою крымскую сеть российской компании «Миранда Медиа». Впрочем, «Датагруп» все же удалось нарастить абонбазу за счет других регионов. В выигрышном положении оказался и «Тенет», которого не коснулись геополитические перестановки — провайдер работает в Одессе и области. Незначительно выросла абонбаза провайдера «Ланет», который также не работал в Крыму.

В Донецкой и Луганской областях, где идут военные действия, количество интернет-пользователей не особо изменилось, уточнил партнер E&C Анатолий Фроленков. Операторы все еще учитывают абонентов, которые выехали из зоны боевых действий и уже не приносят им дохода. Обычно для таких абонентов действуют специальные условия: например, Vega предлагает бесплатно приостановить услугу интернет-доступа на срок до 180 дней. По оценкам Фроленкова, на Крым и восточные регионы Украины приходилось около 12 % абонбазы украинских интернет-провайдеров.

Расти становится сложнее

Больше всего абонентов в III квартале потеряли «Укртелеком» (— 4 %, или 70 тыс.), Vega (— 7 %, или 14 тыс.) и «Воля» (— 2 %, или 13 тыс.). И хотя в общей абонбазе провайдеров это всего по несколько процентов, восстановить их будет непросто.

Дело в том, что еще два года назад количество интернет-абонентов росло невиданными темпами: до 20 % в год. Провайдеры довольно быстро покрыли города-миллионники, и вскоре темпы роста абонбазы замедлились.

К концу 2013 г. рынок насытился: по данным E&C, около 80 % домохозяйств в городах-миллионниках было подключено к скоростному фиксированному интернету. Поэтому провайдерам пришлось идти в города с населением от 50 тыс., где проникновение интернета составляло всего 55 %. Впрочем, как рассказывает Фроленков, несмотря на экспансию провайдеров в регионы, за год этот показатель снизился на 50,2 % из‑за аннексии Крыма.

на 20‑30 % придется подкорректировать цены провайдерам в следующем году

Тем временем в селах доля подключенных домохозяйств выросла с 20 % до 23 %. «Как показывает мировой опыт, у рынка есть два пути удешевления прокладки кабеля в населенных пунктах с низкой плотностью: за счет дотаций операторов или государства», — отметил Фроленков. Сейчас операторы в Украине компенсируют стоимость строительства сетей в регионах за счет более высоких цен на услуги, а также многоцелевого использования сетей. Но в текущем году стоимость услуг для конечного абонента в частном секторе увеличилась в два раза и уже начинает превышать порог покупательной способности. «Если раньше можно было устанавливать цену за подключение в 1000 грн (а были и такие, кто значительно занижал обоснованную рыночную стоимость), то теперь подключение будет обходиться в 2 тыс. грн», — рассказывает директор компании «Ланет Нетворк» Мариан Ивасюк. По его словам, это может тормозить увеличение абонентских баз в регионах.

Отметим, параллельно чиновники обсуждают идею создания фонда универсальных услуг, который компенсировал бы операторам убытки от работы в глубинке. По данным «Капитала», на следующей неделе состоится обсуждение возможных изменений в законодательство, которое инициировала Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации.

Доходы не падают

Несмотря на отток абонентов, общий доход украинских провайдеров в III квартале вырос на 8 % — до 1,3 млрд грн по сравнению с июлем-сентябрем 2013 г. Поскольку у крупных игроков практичеcки все затраты завязаны на долларе, им уже пришлось подкорректировать цены. Так, летом стоимость интернет-пакетов для новых абонентов «Триолана» поднялась на 20 %, существующие абоненты прочувствовали это изменение с 1 октября. Еще одним крупным провайдером, который в этом году пересмотрел цены в сторону увеличения, стал днепропетровский «Фрегат». Его услуги подорожали на 7‑15 %.

На фоне повышения цен провайдерами, которые предоставляют услуги по оптоволоконной сети, использующий устаревшую технологию ADSl «Укртелеком», наоборот, весной снизил цены. Иначе компания могла бы терять абонентов большими темпами.

По мнению учредителя киевской сети провайдера «Триолан» Вадима Сидоренко, в следующем году участникам рынка придется подкорректировать цены еще на 20‑30 %.

МНЕНИЯ

Какими будут точки роста рынка и чего стоит ожидать в 2015 году?

 

Мариан Ивасюк,
директор «Ланет Нетворк»:

Рынок замедляется. Произошедшие в стране политические события явно не добавили позитива. Многие абоненты, которые при более спокойной обстановке подключились бы или увеличили потребление услуг, в І квартале — да и сейчас — заняли выжидательную позицию. Падение гривни поставило крест на планах по развитию многих игроков рынка. Судите сами: национальная валюта подешевела по отношению к доллару в полтора раза. Поскольку оборудование закупается за рубежом, то теперь за те же деньги можно купить в полтора раза меньше оборудования. Скоро падение гривни потянет за собой повышение зарплат. Слабым утешением стало отсечение крупными игроками дешевых тарифов. Правда, эта тенденция не коснулась более мелких провайдеров. Глобальное повышение цен на рынке возможно только в том случае, если у крупных игроков появится консолидированное мнение по этому вопросу. Пока что его нет. Все смотрят на крупных национальных игроков, которые по‑прежнему способны выставлять ценники ниже рыночных, особенно в регионах, где они слабы. Что касается консолидации, то свободных денег на покупки и консолидацию у местных игроков очень мало, а западные стратеги сюда пока вряд ли придут из‑за войны и сложной экономической ситуации в целом.

 

Вадим Сидоренко,
и. о. генерального директора «Триолан»:

Рынок будет расти исключительно органическим путем: у людей появляется все больше гаджетов, возникает потребность в интернете. Крупные игроки в 2015 г. практически замрут в росте баз. Они уже заняли практически весь рынок в крупных городах. А в малые города и села будут идти преимущественно мелкие операторы. Поэтому по статистике будет казаться, что рынок не растет, а на самом деле рост в регионах будет. Крупным игрокам придется подкорректировать цены минимум на 20‑30 %. Все зависит от того, насколько инвесторы готовы жертвовать маржой, работать некоторое время в ноль. Ростом цен у крупных компаний могут опять‑таки воспользоваться мелкие и переманить часть клиентов ценой. У крупных игроков практически все затраты завязаны на долларе. Новые услуги не будут значительно увеличивать доход, так как все они нишевые. Массовых пока не появилось.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама