Правительство в минувшую пятницу опубликовало постановление, которым ввело режим специальных разрешений на осуществление деятельности для компаний, вывозящих энергетические марки углей из Украины. Эта мера будет рассчитана до конца 2014 г. Она коснется преимущественно компании ДТЭК Рината Ахметова, а именно — «Павлоградугля», а также шахт, взятых бизнесменом в концессию, — «Ровенькиантрацит» и «Свердловскантрацит», находящихся на оккупированных территориях.
С мерой согласны
«Лицензирование экспорта энергетических углей — вполне своевременная мера с учетом их нехватки на отечественных ТЭС», — считает эксперт ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Александр Крайников. «Если на 1 ноября 2013 г. складские запасы энергокомпаний составляли 4 млн т углей, то на 1 ноября 2014 г. они не превышали 1,7 млн т», — уточнил эксперт. Самую большую нехватку углей испытывает государственная компания «Центрэнерго», пытающаяся компенсировать дефицит печально известными поставками из ЮАР, в рамках которых пока топлива удалось закупить лишь на трехдневную работу ТЭС компании.
В ДТЭК соглашаются с лицензированием. «Весь ресурс дефицитных марок необходимо направить на ТЭС для поддержания стабильной работы энергосистемы страны», — ответили «Капиталу» в компании.
В Кабмине рассчитывают, что лицензирование позволит установить контроль над продажей дефицитных марок энергетических углей, в частности антрацита. По сути, ограничить их вывоз. По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, энергогенерирующие компании ежемесячно испытывают дефицит углей энергетических марок в объеме не менее 1 млн т. Таким образом, украинским ТЭС до апреля понадобится дополнительно не менее 5 млн т такого топлива для обеспечения отопительного сезона.
404 вагона с углем стоят на станции Дебальцево, но украинские ТЭС их никак не могут получить
Дефицит вызван тем, что основные добытчики этих марок углей оказались на территориях Донбасса, подконтрольных сепаратистам, и их вывоз оттуда значительно затруднен. Поэтому энергокомпании прибегают к ввозу импортных углей из ЮАР («Центрэнерго») и России (ДТЭК). Россия то запрещает экспорт своих углей в Украину, то разрешает. Поэтому проблема дефицита все еще остается актуальной. Например, ДТЭК для обеспечения бесперебойной работы антрацитовых блоков ТЭС Украины в осенне-зимний отопительный период требуется импортировать порядка 1,2 млн т углей в месяц, сообщили «Капиталу» в пресс-службе компании. С августа ДТЭК ввезла в страну более 1,3 млн т угля для отечественных ТЭС. Этого недостаточно для успешного прохождения отопительного сезона.
ДТЭК не вывозит?
К лицензированию экспорта правительство подтолкнули и данные статистики. В минувшую пятницу Государственная фискальная служба рассказала, что с сентября по 10 ноября экспорт энергетических марок углей из Украины составил 566 тыс. т. Ведомство выразило мнение, что поставки таких углей надо сдерживать, ибо они необходимы населению и предприятиям ТЭК.
Этот упрек мог быть адресован ДТЭК, которая в 2012‑2013 г. вывозила за рубеж львиную долю энергетических углей — 6‑7 млн т в год (85‑90 % общих поставок). Главным образом это был антрацит, добытый на шахтах «Павлоградуголь», «Ровенькиантрацит» и «Свердловскантрацит».
Но в самой компании уверяют, что экспортировали в указанный период не антрацит. «Как только ситуация с дефицитом угля в тепловой генерации стала для нас очевидной, мы развернули на ТЭС даже те остатки угля, которые хранились в портах с целью экспорта», — ответили в пресс-службе ДТЭК на запрос «Капитала». И уточнили, что в сентябре-октябре ДТЭК поставил по внешним контрактам 228 тыс. т угля марки Г собственной добычи, а вовсе не антрацита, которого компании самой не хватает. Уголь марки Г в Украине добывается в достаточных количествах, говорят в ДТЭК.
Виновата «Укрзалізниця»?
Глава конфедерации Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец считает, что лицензирование экспорта антрацитов не решит проблему их нехватки и не спасет нас от холода и темноты. «Это очередная отписка, мол, мы решаем проблему, а она на самом деле состоит в другом. Угли, добытые госшахтами, просто не вывозятся из Донбасса. И виноваты в этом Минэнергоугля и «Укрзалізниця», — говорит он.
По данным Волынца, в настоящее время на станции Дебальцево простаивают 404 вагона с углем объемом 25 тыс. т, но их оттуда не вывозят. «Руководство «Укрзалізниці» говорит, что это оккупированная территория. А я говорю, что этот уголь можно спокойно вывозить, он на территории Украины, в этом мы убедились лично. Просто кому‑то нет до этого дела», — говорит Волынец. По его мнению, все проблемы в энергокомплексе страны вызваны разбалансировкой власти. «Пока Минэнергоугля договорится с «Укрзалізницею», пока отреагируют МВД и Минобороны, теплоэлектростанции вынуждены сжигать дорогущий газ, из которого на выходе получается 1 кВт электроэнергии себестоимостью 2 грн, в то время как из угля он обходился бы ТЭС в 86 копеек, — сетует Волынец. — Такое ощущение, что премьеру Арсению Яценюку нет дела до энергетических проблем страны».