Бізнес

тенденции

Борясь за выживание, отечественные авиакомпании минимизируют издержки и ищут работу за пределами Украины

Авиарынок заканчивает год на негативной ноте
Фото: Иван Черничкин

Украинский рынок авиаперевозок не вышел из зоны турбулентности. По итогам 2014 г. он недосчитается нескольких авиа­компаний и минимум 30 % пассажиров.

Тяжелый год

Нынешний год авиакомпании встретили с тяжелым предчувствием надвигающегося кризиса. Последствия драматических событий конца 2013 г. в полной мере дали о себе знать уже в январе этого года. Продажи билетов по сравнению с тем же месяцем 2013‑го упали на 30 %. Февраль прошел спокойно, но девальвация, ударившая по спросу, набирала обороты. «К сожалению, у авиаперевозчиков тарифы на перелеты привязаны к доллару США. И если зимой «стодолларовый билет» приобретался за 800 грн, то летом — уже за 1200 грн, а сейчас он стоит 1600 грн. Поскольку зарплаты не индексировались, произошел серьезный отток пассажиров», — поясняет эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий. Многие сменили бизнес-сегмент на эконом, а те, кто летал экономклассом, и перешли на другие — более дешевые — виды транспорта.

Аннексия Крыма и вооруженное противостояние в Донбассе ухудшило ситуацию. «С марта полностью потеряли авиасообщение с Симферополем, с мая — с Донецком. Эти два узловых аэропорта по объемам перевозок уступали только «Борисполю»», — подчеркнул собеседник издания.

Нестабильная политическая ситуация в стране, проведение АТО также не самым благоприятным образом отразились на пассажиропотоке. «Думаю, из‑за этого выиграли другие хабы — тот же Стамбул со своими Turkish Airlines. Им удалось переманить к себе транзитного пассажира из Украины», — отмечал ранее заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный.

В результате по итогам января-октября 2014 г. общий пассажиропоток сократился по сравнению с тем же периодом 2013 г. на 27,2 %, до 9,41 млн человек. Соответствующий показатель на внутренних рейсах просел на 43,6 %, до 1,16 млн человек, на международных — на 24,1 %, до 8,25 млн человек.

Резать по живому

Новые реалии заставили авиаперевозчиков пересмотреть стратегии. Началась повальная оптимизация бизнес-процессов: сокращение персонала, уменьшение флота, сокращение частоты полетов, пересмотр карты маршрутов. Например, лидер на рынке авиаперевозок компания «Международные авиалинии Украины» сократила количество самолетов с 37 до 33, отказалась от полетов в российские Новосибирск и Екатеринбург и др., а с 1 марта отменила бесплатное питание в экономклассе на рейсах продолжительностью менее двух часов…

А «ЮТэйр-Украина» к концу года практически полностью приостановила выполнение полетов, за исключением чартерных — для туроператоров. «В этом году авиакомпания приостановила полеты в Луганск, Одессу, Львов и Харьков из‑за снижения спроса, а в Донецк — из‑за закрытия местного аэропорта», — говорил ранее «Капиталу» Катерный. По данным tickets.ua и аэропорта Львова, регулярные полеты между Киевом / Львовом и Москвой продолжает осуществлять материнская авиакомпания — «ЮТэйр».

Иначе стали себя вести в Украине и иностранные авиакомпании. Полностью прекратили полеты в нашу страну Emirates, Alitalia, Swiss, Norwegian Air Shuttle, уменьшили количество рейсов Turkish Airlines, «Аэрофлот», Lufthansa, Air Arabia и другие.

Снежная зима

Украинским авиаперевозчикам тяжело будет пройти зимнюю навигацию, считает замгендиректора белорусской авиа­компании «Белавиа» Игорь Чергинец. «Украинцы, скорее всего, не будут тратить деньги на отдых и поездки. Предпочтут их сэкономить. В стране ситуация сложная, курс иностранной валюты постоянно растет», — соглашается эксперт авиарынка Сергей Хижняк. И напоминает, что авиакомпании вошли в зимний сезон с минимальным запасом прочности. «Обычно финансирование хозяйственной деятельности в низкий сезон отчасти перекрывалось за счет высоких летних доходов. Этим летом авиакомпаниям заработать не удалось. Поэтому главным вопросом станет привлечение капитала для поддержания операционной деятельности. Это могут быть как банковские кредиты, так и реализация собственных маркетинговых мероприятий по привлечению ресурсов. Например, программы очень заблаговременного бронирования и продажи билетов», — рассказывает он, уточняя, что несколько таких программ, например, запустили МАУ.

У авиакомпаний есть только один выход — оптимизировать свои расходы для возможности пережить драматические времена, считает исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. Каждый участник рынка выбрал свою стратегию выхода из кризиса. «В основном все наши крупные перевозчики, владеющие большими воздушными судами (МАУ, Windrose, Yanair, «Дарт», «Авиалинии Харькова»), смогли найти «подработку» за пределами Украины, тем самым обеспечив себе доход, а своему персоналу работу и сократив издержки, обусловленные содержанием «лишних» самолетов в Украине (воздушные суда передавались в лизинг с экипажами и техперсоналом)», — отметил Хайницкий.

Некоторое преимущество, полагает Чергинец, будет у тех авиакомпаний, которые смогут перевезти туристов «в лето» (например, в страны Юго-Восточной Азии) или получат подтвержденные чартерные программы. Он рекомендует украинским игрокам попробовать выйти со свободным парком на международные тендеры — например, для нужд ООН.

Участники авиарынка и эксперты едины во мнении, что по итогам текущего года пассажиропоток основательно сократится. Оптимисты прогнозируют падение на 25‑30 %, пессимисты — на все 40 %. Некоторого оживления в отрасли, при самом благоприятном раскладе, можно будет ожидать только летом 2015 г.

 

Валентин Згурский: «Падение пассажиропотока составит более 30 %»

Каковы ожидаемые итоги работы авиаотрасли в 2014 г., смогут ли перевозчики рассчитывать на помощь государства, «Капиталу» рассказал начальник отдела авиационного транспорта Министерства инфраструктуры Валентин Згурский

— Как вы оцениваете текущее состояние дел в отрасли?

— Наблюдается существенное уменьшение объемов перевозок авиационным транспортом. Причин много. Это и ухудшение экономической ситуации в стране, и военные действия на востоке. Добавьте еще и снижение покупательской активности населения, девальвацию национальной валюты. Все это не могло не привести к уменьшению количества пассажиров, пользующихся авиационным транспортом.

— Как, по вашему мнению, сократится пассажиропоток по итогам года?

— После кризисного 2008 г. отрасли, чтобы прийти в себя, понадобилось два года. Сейчас ситуация куда более сложная. Думаю, что в 2014 г. общее падение пассажиропотока по сравнению с прошлым годом составит более 30 %. Отрасли понадобится на восстановление года три как минимум.

— В сложившейся ситуации отечественные авиакомпании сделали все от них зависящее, чтобы минимизировать негатив?

— Да. Авиакомпании максимально использовали все доступные им инструменты для уменьшения влияния негативных факторов (минимизировались операционные издержки, оптимизировались парки воздушных судов и маршрутные сетки, реализовывалась достаточно адекватная ценовая политика), но ситуация все равно остается сложной.

— А государство могло поддержать авиарынок?

— Поскольку авиакомпании находятся в частной собственности, практически невозможно найти быстрый и действенный механизм финансовой помощи либо предоставления льготных условий ведения бизнеса.

— А прямая финансовая поддержка со стороны государства была возможна?

— С учетом нынешнего режима жесткой экономии государственных средств не стал бы на месте частных авиакомпаний на это рассчитывать.

— Где авиакомпаниям, на ваш взгляд, стоит изыскивать резервы?

— Во взаимоотношениях на уровне «авиакомпания — аэропорт». Только объединив усилия, они могут выработать реальные меры по стабилизации. Также не стоит забывать, что авиационный транспорт даже сейчас характеризуется низкой эластичностью по цене.

— Почему Мининфраструктуры не лоббирует принятие программы развития авиарынка?

— Создание любой государственной программы требует финансирования и довольно длительного времени на подготовку. В условиях политической неопределенности сложно пролоббировать эту программу во всех заинтересованных ведомствах.

 

Что думают в МАУ

В 2014 г. лидер украинского авиарынка «Международные авиалинии Украины» не смог избежать общеотраслевых проблем, приведших к резкому падению пассажиропотока. О том, что флагманский перевозчик предпринимает для удержания рыночных позиций, на недавней пресс-конференции рассказал председатель наблюдательного совета авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Арон Майберг.

О лоукост-проекте…

…МАУ планирует в 2015 г. инициировать лоукост-проект — перевозчик намерен открыть несколько рейсов из украинских регионов за пределы Украины. Кроме того, в МАУ из Wizz Air перешел высокопоставленный сотрудник, который будет внедрять лоукост-элементы в работу перевозчика.

О развитии в 2014 году...

…В МАУ не предполагали, что негативная ситуация затянется, но оперативно скорректировали планы, дабы не останавливаться в развитии и вернуться в зону безубыточности. В 2014 г. авиакомпания сократила парк самолетов с 37 до 33 штук. Кроме того, перевозчик уменьшил численность персонала на 4 % — до 2,4 тыс. При этом удельное количество сотрудников на один борт выросло на 6 % — до 72 человек.

В 2014 г. перестали выполняться полеты по нескольким направлениям как внутри Украины (в Симферополь, Донецк), так и за ее пределы. Например, в Россию (Самару, Нижневартовск, Новосибирск, Ростов, Екатеринбург). Кроме того, сократилась частота полетов в Москву, Санкт-Петербург и Калининград. В результате на внутренних рейсах пассажиропоток сократился на 300 тыс. человек, на внешних — на 280 тыс. По итогам уходящего года в МАУ ожидают сокращения пассажиропотока по сравнению с предыдущим годом на 16 % — до 3,86 млн человек. На регулярных рейсах он уменьшится на 9 % (до 3,45 млн человек), на чартерных — на 50 % (до 0,41 млн человек).

О планах на 2015 год…

…В следующем году в компании намерены продолжать оптимизировать бизнес-процессы. МАУ планирует снизить количество воздушных судов с 33 до 30, сократить еще 26 % персонала, перевести часть бизнес-процессов на аутсорсинг.

Пассажиропоток в 2015 г. МАУ планирует нарастить минимум на четверть — до 4,83 млн человек (на регулярных рейсах — до 4,32 млн человек, чартерных — до 0,52 млн человек).

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама