В ожидании варваров
– Чего мы ждем, собравшись здесь на площади?
– Сегодня в город прибывают варвары.
– Почто бездействует Сенат? Почто сенаторы
сидят, не заняты законодательством?
– Сегодня в город прибывают варвары.
К чему теперь Сенат с его законами?
Вот варвары придут и издадут законы.
Поход бизнеса во власть во все времена давал много материала для размышлений. Предприниматель несет с собой некоторую практичность, целеустремленность и фокус на результат. Однако под руководством бизнесменов часто страдают гуманитарные аспекты деятельности государства. Сказывается разница в менталитете. Для предпринимателя нравственно все, что полезно для дела, достижения цели, получения прибыли. Государственный деятель обязан заботиться о малообеспеченных, слабых и больных.
Циклы существования государственных и предпринимательских проектов тоже сильно отличаются. Для бизнесмена нормальной целью может быть — нарастить капитализацию проекта, чтобы продать его подороже. Для государственного деятеля это невозможно. В общем, государство — не корпорация. И мерить предпринимательским аршином государственные цели, задачи и процессы решительно невозможно.
На прошлой неделе Петр Порошенко предложил народным депутатам внести в законодательство изменения, которые позволили бы зарубежным специалистам занять высшие руководящие должности в правительстве. Желание президента и его команды нанять иностранцев выдает достоинства и недостатки бизнес-подхода.
По логике вещей, идея найма экспатов мотивирована желанием привлечь новые технологии, специфический опыт, новые компетенции, то есть сильные стороны спеца. Слабая же сторона экспатов — незнание местной специфики, профессиональных биографий туземных специалистов, их заслуг, достижений и недостатков. У иностранного профи всегда будут сложности с набором команды.
Для курирующего кадровую политику руководителя Администрации президента найм экспатов — дело знакомое. Будучи собственником медиахолдинга, Борис Ложкин неоднократно нанимал граждан других стран для решения бизнес-задач. Посмотрим, сможет ли он справиться с рисками в этот раз.
Если же нет — то, в первом случае, кадровая политика экспата может свестись к тактике «пылесоса»: сначала берем с рынка все, что приходит самотеком, потом отсекаем лишнее. На моей памяти так поступил приглашенный топ одной медийной компании. В результате он был уволен через восемь месяцев за перерасход бюджета. Второй тип ошибки: местные кураторы активно поддерживают экспата советом. Зарубежному специалисту при этом начинает казаться, что он недостаточно свободен в подборе кадров. Два-три года тому медиарынок с интересом наблюдал, как приглашенная московская звезда расправляется с рекомендованными собственником помощниками. В результате, одному из замов пришлось перейти в конкурирующий проект, а другой был понижен в должности.
Что касается УМХ, то, наверное, не в последнюю очередь благодаря усилиям приглашенных профи компании удалось нарастить капитализацию. А потом собственник продал проект на пике стоимости.
Однако ж государство – не корпорация.
– Но как нам быть, как жить теперь без варваров?
Они казались нам подобьем выхода.
К. Кавафис
А может это сильная сторона: "Слабая же сторона экспатов — незнание местной специфики, профессиональных биографий туземных специалистов, их заслуг, достижений и недостатков. У иностранного профи всегда будут сложности с набором команды."? С коррупцией уж точно проблемы поменьше будут. По-крайней мере на первых этапах. А "местные заслуги" мы уже насмотрелись. За большинство заслуг "туземных специалистов" соответствующее наказание предусмотрено в УПК Украины.