Морские торговые порты (МТП) континентальной Украины демонстрируют положительную динамику, хотя темпы роста грузоперевалки с июля замедлились почти в два раза. Основным драйвером роста в январе-ноябре стала переработка отправляемых на экспорт зерновых, черных металлов и руды, тогда как количество транзитных грузов стало сокращаться. Тем не менее это не мешает осуществлять ряд инвестиционных проектов по улучшению инфраструктуры портов.
На старых запасах
По предварительным данным, в январе-ноябре 2014 г. МТП перевалили свыше 129,48 млн т грузов, что на 5,2 % больше, чем годом ранее. Об этом вчера сообщили «Капиталу» в пресс-службе Администрации морских портов Украины (АМПУ). Как отметил начальник службы эксплуатации АМПУ Юрий Власов, роста грузоперевалки удалось достичь за счет увеличения на 30 % (до 29,6 млн т) отгрузки зерновых, на 4,2 % (до 31,9 млн т) — руды, а также на 8,6 % (до 17,5 млн т) — черных металлов. По его словам, сегодня, к примеру, терминалы по переработке руды полностью загружены. Схожая ситуация и с зерноперевалочными мощностями.
В целом почти все крупные порты наращивали в этом году объемы грузоперевалки. В морском порту «Южный» переработка грузов в январе-ноябре (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) выросла на 9,3 %, до 43,05 млн т, в Одесском МТП — на 8,2 %, до 22,07 млн т, в Ильичевском — на 9 %, до 15,99 млн т, правда, Мариупольский МТП сократил перевалку на 13 %, до 12,06 млн т.
В прошлом месяце в Ильичевском МТП вообще вышли на рекордный за последние пять лет уровень переработки. При плане в 1,24 млн т в ноябре порт фактически переработал 1,65 млн т экспортно-импортных грузов. В Ильичевском МТП отмечают, что наибольшие объемы грузопереработки достигнуты в перевалке навалочных грузов: железорудного концентрата, угля, руды, зерна, а также в паромном сообщении, в частности, в перевозке автопоездов.
Несладкий транзит
Тем не менее продолжает снижаться перевалка транзитных грузов, за январь-ноябрь она сократилась на 7,6 %, до 18,7 млн т. Власов говорит, что это произошло преимущественно из‑за резкого сокращения транзита кокса (на 80 %), сахара (на 90 %), а также руды (на 40 %). Портовые операторы связывают падение транзита с обострением конфликта в Донбассе и снижением потока российских грузов. Директор Ильичевского МТП Юрий Крук сообщил «Капиталу», что сейчас одна из основных задач всех портов в стране состоит в том, чтобы удержать транзитные грузопотоки на текущем уровне. Впрочем, сегодня, по словам главы порта, существует и внутренний сдерживающий фактор — неслаженная тарифная политика.
200 тыс. т груза недообработал Ильичевский порт из‑за жадности «Укрзалізниці»
Дело в том, что сейчас транспортные тарифы устанавливаются в ручном режиме, что не всегда дает возможность грузоотправителям оперативно реагировать на принятие решений. Крук говорит, что оставаться конкурентоспособными в отношении портов Прибалтики или той же России МТП Украины смогут лишь в случае слаженной работы с «Укрзалізницею» (УЗ) по формированию транзитных тарифов. Он привел пример, что в прошлом месяце Ильичевский порт недосчитался около 200 тыс. т груза, поскольку УЗ затянула решение вопроса о предоставлении скидки на перевозку чугуна, который решила только на прошлой неделе. По мнению Крука, в Украине нужно создать единый орган, регулирующий тарифную политику всего транспорта.
Проекты
Перспективы роста грузопотоков портовики обрисовывают достаточно скромно и неоднозначно. Юрий Власов считает, что определяющим фактором в следующем году станет состояние экономики страны, курс гривни, платежеспособность граждан и тарифы. Между тем, судя по планам развития портового хозяйства в стране, руководство МТП рассчитывает на дальнейшее привлечение профильных частных операторов, готовых инвестировать в модернизацию перегрузочной техники и объектов инфраструктуры.
Более прочих готовность вкладывать деньги в порты проявляют операторы, работающие с аграрной продукцией. По словам Крука, в Ильичевском порту компания «Кернел» за три года планирует построить дополнительные мощности по перевалке 5 млн т зерновых. Схожие планы реализуются и в Одесском МТП, где стивидорные компании «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus Commodities строят зерноперевалочный комплекс мощностью 4,5 млн т. Также за счет молдавских инвесторов ведутся работы по улучшению инфраструктуры и увеличению зерноперевалочных мощностей (согласно планам инвесторов — в пять раз) в портах второго эшелона, в частности — в Ренийском МТП.
Рассчитывать же на рост мощностей по перевалке железорудного сырья, несмотря на всплеск их перевалки в этом году, не стоит. Некоторые портовики отмечают, что этот прирост носит временный характер и обусловлен политической обстановкой в стране. До этого года большинство ГОК поставляли сырье главным образом на украинские меткомбинаты, но с началом военных действий некоторые металлургические производства остановились, возможность доставлять руду на другие предприятия усложнилась из‑за разрушения железнодорожных путей. В результате железорудное сырье перестало быть столь же востребованным на локальном рынке, как в минувшие годы, и его стали активнее экспортировать, в основном через порты.