К 2015 г. Украина провалила сразу два крупных и многострадальных телевизионных проекта: не успела подготовиться к отключению аналогового телевидения и не вывела на орбиту национальный спутник. Для частных каналов 2014 г. также был полон испытаний. Им пришлось отказаться от части российского контента и начать искать счастье в интернете. Некоторые небольшие каналы этот год вообще не пережили.
Добрались до монополиста
С приходом нового состава в Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания усложнилась жизнь монопольного провайдера цифрового телевидения компании «Зеонбуд». Согласно решению регулятора от 16 июля, все телеканалы в его сети должны вещать в открытом доступе. То есть их можно будет принимать на любую цифровую приставку, а не только на гаджет избранных производителей. Компании дали месяц на выполнение решения. Однако провайдер исполнил предписание только 10 сентября, и то не полностью. В общей сложности он раскодировал 20 национальных телеканалов из 28, пояснив, что для снятия кодировки с остальных вещателей ему нужно приобрести дорогостоящие оборудование.
Членов Нацтелерадио не удовлетворило такое решение проблемы, но никаких санкций так и не последовало. Однако уже в конце ноября деятельностью цифрового монополиста заинтересовалась СБУ. Ведомство указало на спорность законности кодировки «цифры», а также на непрозрачную структуру собственности «Зеонбуда»(контролируется кипрским офшором Planbridge Ltd.). Регулятор отреагировал на рекомендацию СБУ и дал срок снять кодировку с остальных телеканалов до 31 декабря.
Нацтелерадио так и не смогло официально выявить конечного бенефициара «Зеонбуда». Однако есть все основания полагать, что структура собственности вскоре изменится. Как писал «Капитал», компанию могут выкупить крупнейшие украинские медиагруппы. Предполагается, что «Зеонбуд» будет разделен на пять равных частей. По 20 % получат группа «Интер» Дмитрия Фирташа, «Медиа Группа Украина» Рината Ахметова, StarLightMedia Виктора Пинчука, «1+1 медиа» Игоря Коломойского. Пятая доля должна отойти «5 каналу», подконтрольному Петру Порошенко, и государственным вещателям.
Превращение «Зеонбуда» в консорциум из основных игроков решит ключевой вопрос телевизионной отрасли: в 2015 г. Украина, согласно международному договору «Женева 2006», должна отключить аналоговое вещание, оставив только «цифру», уже в июне. Но плана отключения аналога еще нет. «Если владельцами «Зеонбуда» станут украинские медиагруппы, это решит многие проблемы, связанные с запуском цифрового телевидения. Это была бы идеальная картинка», — отмечает член Нацтелерадио Григорий Шверк. У телеканалов перед цифровым монополистом накопились огромные долги за трансляцию.
Летом о планах выхода на рынок цифрового вещания заявил и государственный Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (КРРТ, сейчас на его базе осуществляется аналоговое вещание). Его руководство сообщило «Капиталу» о планах строительства двух сетей — для национальных каналов и для региональных. Концерн хотел занять денег на стройку, но уже полгода об этом проекте ничего нового не слышно. Если аналог все-таки отключат, много сотрудников КРРТ останутся без работы.
Смерть нишевых каналов
Несмотря на дорогостоящие услуги «Зеонбуда», новые желающие попасть в цифровую сеть в 2014 г. все же нашлись. Ведь благодаря переходу на «цифру» телеканал автоматом получает общенациональное покрытие. Одним из новичков цифрового формата стал телеканал народного депутата Николая Княжицкого — «Еспресо TV». В сентябре он купил у «Астра Финанс» телеканал «Голдберри», который в 2011 г. получил лицензию на вещание в сети цифрового провайдера.
Расширить территорию покрытия намерен и спутниковый телеканал «112 Украина». Известно, что компания в прошлом году выкупила ряд региональных цифровых телеканалов («Новый формат ТВ», «Ариадна ТВ», «Партнер ТВ», «Выбор ТВ» и «Лидер ТВ»), которые в общей сложности дают вещателю общенациональное покрытие. Однако регулятор медлит с переоформлением лицензий этих телеканалов в один общенациональный.
Самым неожиданным претендентом на место в «цифре» оказался спутниковый телеканал «ProВСЕ», который принадлежит харьковскому бизнесмену (владеет «Первой Украинской Радиогруппой». — «Капитал») Андрею Карпию. Напомним, в ноябре он купил цифровой телеканала «Винтаж ТВ» (ООО «Корона санрайс»). По его словам, на базе этого телеканала и планируется вещание «ProВСЕ».
$200-300 млн тратят украинские телеканалы на российский контент
Пока одни телеканалы расширяют свои возможности и покрытие, другие вынуждены уходить с телевизионного рынка. Так, из‑за сложного финансового положения о прекращении трансляции заявили два нишевых спутниковых телеканала «Гумор ТБ» и «Бабай ТБ». 1 июля отечественный телеэфир уже покинул кулинарный телеканал «Меню-ТВ», который входил в «Украинский Медиа Холдинг». Исчезнуть из украинского эфира может и государственный телеканал «Банковское телевидение». С 1 января Национальный банк прекращает финансирование вещателя. Дальнейшая его судьба неизвестна. По предварительным данным Нацтелерадио, на базе этого ресурса будет создан телеканал иновещания.
Стоит добавить, что жизнь нишевых цифровых каналов со следующего года осложнится еще и тем, что им придется платить за доступ к кабельным сетям. Такое решение принял в ноябре регулятор, вычеркнув их из списка вещателей общедоступного социального пакета.
Все российское — в топку
Большие корректировки в планы многих вещателей также внесла война. Уходящий год запомнится массовым запретом российских телеканалов. Нацтелерадио запретило украинским провайдерам транслировать более 15 российских телеканалов. Среди них — «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», «Россия-24». По мнению членов регулятора, в программах указанных телеканалов были зафиксированы «признаки преступлений против государства и разжигания национальной вражды».
Кроме того, в Украине постепенно запрещают и российский контент. Госкино уже сняло с трансляции около 80 российских фильмов и сериалов в национальном эфире. К большинству из них имел непосредственное отношение российский актер Михаил Пореченков, который 30 октября приезжал в Донецк и показательно стрелял в сторону украинских позиций донецкого аэропорта.
Но полностью от контента российского производства телеканалы не могут отказаться. Ведь практически все местные вещатели в своем эфире транслируют этот продукт. «На каждом из каналов группы количество российского кино разное. К примеру, на «1+1» такого контента исторически было немного. Для «2+2» — это серьезные потери в экономическом плане», — рассказал генеральный директор «1+1 медиа» Александр Ткаченко. По подсчетам экспертов, на закупку сериалов и фильмов украинские каналы ежегодно тратят не менее $ 500 млн. На долю российского продукта приходится $ 200‑300 млн. Чтобы его заменить, придется потратить гораздо больше. При этом телеканалы не против заменить российский контент отечественным, но им проект такого масштаба пока не по карману. Помощи от государства тоже ждать не приходится.
Телевидение погружается в интернет
Затраты на контент и вещание в 2014 г. росли, а новых источников дохода у телевизионных бизнесменов пока не много. Одни продолжают осваивать интернет как еще один канал доставки контента потребителю. А изначально ориентированные на интернет видеосервисы, наоборот, вышли на «большие экраны».
В начале года телеканалы начали активную борьбу с пиратскими сайтами, которые, по их оценкам, отбирали у них до 50 % доходов от интернет-рекламы. Крупнейшие ТВ-холдинги сначала призвали рекламодателей бойкотировать пиратские сайты, а также установили плееры с собственным контентом на ряде сайтов. Впрочем, доморощенные плееры часто не справляются с нагрузкой, поэтому к концу года каналы стали все чаще размещаться на внешних площадках.
Так, например, на прошлой неделе StarLightMedia договорился с медиасервисом Divan.TV о трансляции каналов группы. За это Divan.TV будет выплачивать роялти. Сейчас сервис обслуживает более 500 тыс. абонентов, которым доступно около 200 телеканалов.
Крупнейший в Украине видеосервис Megogo (3,5 млн уникальных посетителей в день) этой осенью начал развивать отдельное направление — Megogo.tv. Зрителям предлагается 43 телевизионных канала. Среди них — «5 канал», «ТВі», «112 Украина», News One. Крупнейшие медиагруппы эту инициативу пока не поддержали. Руководство «1+1 медиа» и StarLightMedia не устроили условия сотрудничества, а «Медиа Группа Украина» не захотела «подкармливать» конкурента — у нее есть собственный видеосервис Oll.tv Отметим, Oll.tv выбрал отличный от Megogo путь развития. В начале года компания получила лицензии на интерактивное цифровое ТВ (IPTV) в разных регионах и заключила договоры на распространение контента с восемью провайдерами, включая «Укртелеком» и Vega, с которыми у нее общий собственник (СКМ Рината Ахметова). Зрителям Oll.tv доступно более 130 каналов, в том числе каналы Discovery Network, договор с которыми был подписан в прошлом месяце.
В этом году продажу легального видео в Украине начала американская корпорация Google. Пользователям сервиса Google Play доступны фильмы.
Через тернии — в тернии
2014 г. мог бы стать знаковым для Украины. К концу года должен был произойти запуск первого государственного телекоммуникационного спутника «Лыбидь». Он рассчитан на трансляцию 900 каналов не только в Украине, но и в мире. Одна из идей государства — перевести на новый спутник все государственные вещатели, а также по возможности привлечь частные. Канадская компания MacDonald Dettwiler and Associates в этом году завершила строительство «Лыбиди». Проект обошелся Украине в $ 245,6 млн. Но канадцы прервали работы по сооружению центра управления в Крыму, поскольку весной полуостров был аннексирован. «Укркосмосу» пришлось строить новый объект в Киеве самостоятельно. В конце осени произошло еще одно неприятное событие, которое отложило запуск украинского спутника на неопределенный срок. Из-за ухудшения финансовых отношений с «Роскосмосом» «Южмаш» недавно отказался поставлять двигатель для ракеты «Зенит», на которой «Лыбидь» должны были вывести на орбиту.