По данным Transparency International, Украина остается самой коррумпированной страной Европы (подробнее здесь)
Андрей Кривонос,
глава директората Ассоциации франчайзинга:
У нас с коррупцией в этом году сложилась ситуация как в известном фильме: «Суслика видишь? — Нет. — А он там есть!». От того, что мы начали ворошить коррупционные гнезда, коррупция не пострадала, а просто замерла в ожидании. Разговоры о реформах, антикоррупционных экспертизах законодательства, специально уполномоченном органе по борьбе с коррупцией не создают самих реформ, экспертиз и таких органов. Как шли с коробкой конфет к врачу, так и идут, как ездил пьяный прокурор на ворованной машине, так и ездит. К сожалению, продукты той системы не могут в одночасье признать тот факт, что как раньше уже не будет. Но как будет, мы (закон и общество) еще не сказали.
Виталий Ковач,
ведущий программы «Достало!», телеканал ICTV:
Ситуация ухудшилась. Коррупция остается ужасной, сверху донизу ею пронизана вся Украина, особенно Киев. Как итог — катастрофическая правовая вакханалия. Чиновники, прокуроры, судьи и милиционеры хотят жить, как и раньше. А обычный украинец по‑прежнему не может добиться правды: прав тот, у кого больше денег. Взятки, откаты, лоббирование чьих‑то интересов процветают. А власть рассказывает, что в огромной стране нельзя быстро навести порядок, нужен год-два. Но это бред — размеры страны не имеют значения, важна система, которую можно изменить только полностью. Победить коррупцию смогли Грузия, Литва, Латвия, Эстония. Это должна сделать и Украина.
Андрей Золотарев,
руководитель центра «Третий сектор»:
Новая власть точно так же, как и предыдущая, стремится к максимальной концентрации полномочий и игнорирует настроения масс, пытаясь убедить людей в том, что смена задниц в высоких креслах — это именно то, «за что стоял Майдан». Очень маловероятно, что Рада в нынешней конфигурации способна провести реформы, на которые все рассчитывают. То, что ситуация с коррупцией даже ухудшилась, объясняется тем, что политический класс, в отличие от общества, не изменился. Сменились лица и лозунги, но не система. У нас все то же олигархическое государство с его несправедливой и потому неэффективной экономикой «базарного капитализма» и скупленной на корню и потому тотально коррумпированной политикой.
Александр Ольшанский,
президент холдинга Internet Invest Group:
К сожалению, я пока не наблюдаю никаких успехов в борьбе с коррупцией в Украине. Ведь коррупция в нашем государстве переросла в проблему круговой поруки, а это совершенно разные проблемы, которые требуют совершенно разного подхода. И пока все связаны круговой порукой — ничего изменить нельзя. Поэтому считаю, что необходимы кардинальные меры: либо тотальный террор, либо всеобщая амнистия. Другого выхода не вижу.
Екатерина Левченко,
президент правозащитного центра «Ла Страда-Украина»:
Ситуация с коррупцией не может измениться моментально. Проблема не только в том, что чиновники берут взятки, а и в том, что граждане дают их. Мы должны понимать, что изменения к лучшему — это общая ответственность, а не только правительства, и эти процессы требуют участия и контроля общества. Мы изначально выстроили работу «Ла Страды» «в обход» финансового стимулирования процессов. Делать все законно часто дольше, но вернее.
Ярослав Биляев,
генеральный директор компании LifeHouse Capital:
Если честно, то никакого улучшения ситуации в борьбе с коррупцией в нашей стране я не заметил. Поэтому уверен: пока в Украине не будет работать механизм принятия на службу чиновников согласно контракту, в котором ясно и четко будут прописаны их полномочия и ответственность, коррупция в нашем государстве будет существовать.