Ведущие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s называют осенний сезон, завершившийся в ноябре, «историческим»: таких кру-п-ных выручек у них не было за всю их историю. Впрочем, с таким же успехом «историческим» можно назвать весь текущий год. Ни одни крупные торги в 2014-м не обошлись без рекордов.
Дорого и еще дороже
Начало положили февральские торги современным искусством в Лондоне, где дом Sotheby’s 12 февраля среди прочего продал полотно Сая Твомбли «Без названия (Рим)» за $ 20 млн, установив новый рекорд цен на произведения художника. А самой удачной продажей Christie’s 13 февраля стал «Портрет говорящего Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона. Полотно ушло за $ 69,3 млн, став самым дорогим среди проданных аукционным домом в Европе.
Аукционы в феврале, хоть и заметные, но не самые крупные в сезоне, выглядели лишь продолжением заложенной еще в 2013 году тенденции. Однако уже следующий тур торгов в мае в Нью-Йорке показал: на арт-рынке этот год будет еще более удачным, чем прошлый. По итогам вечерних торгов современных искусством 13 мая аукционный дом Christie’s продал 95 % выставленных лотов и получил самую высокую за всю свою историю выручку в $ 745 млн — почти в два раза больше, чем на аналогичных торгах в 2013 году. Тогда весной Christie’s заработал $ 495 млн, и это тоже был рекорд.
Впрочем, уже в ноябре этого года аукционный дом побил собственный рекорд и установил новый: почти $ 853 млн за современное искусство. Результаты Sotheby’s, главного конкурента Christie’s, были скромнее: $ 364,4 млн в мае и $ 343,7 млн в ноябре.
Если в продажах послевоенного и современного искусства безусловным лидером оказался аукционный дом Christie’s, то в сегменте импрессионистов и модернистов первенство переходило из рук в руки. В мае успешнее был Christie’s с выручкой в почти $ 286 млн при $ 219 млн у Sotheby’s. А в ноябре с рекордными $ 422 млн вперед вырвался Sotheby’s, оставив конкурентов с их $ 165,6 млн далеко позади. Аукционный дом закрепил свой успех в сегменте классического искусства 3 декабря в Лондоне на торгах «Старые мастера», выручив $ 84,4 млн.
Главным успехом стала продажа полотна британского классика XIX века Уильяма Тернера «Вид на Рим с холма Авентин» за рекордные для этого автора $ 47,4 млн. Christie’s при этом на аукционе «Старые мастера» 2 декабря заработал всего $ 21,8 млн. Секрет успеха Sotheby’s на классическом рынке — в большем количестве представленных лотов. В Christie’s же делали ставку на новых коллекционеров, которым интереснее современное искусство, и в сумме эта тактика победила.
Базарные дни
Главная в мире арт-ярмарка современного искусства Арт-Базель вот уже 45 лет проходит в швейцарском Базеле в июне. Однако именно в этом году выяснилось: более подходящего времени для ярмарки не найти. Крайне удачные майские торги в Нью-Йорке только разожгли аппетиты коллекционеров, и те отправились в Базель покупать. К примеру, американо-британская галерея Skarstedt, специализирующаяся на вторичном рынке, зафиксировала лучшие стартовые продажи за все многолетние участие в Арт-Базеле.
Выставленный на стенде галереи автопортрет Энди Уорхола был продан в первые дни работы ярмарки за $ 35 млн. Лондонская White Cube и нью-йоркская «Галерея Дэвида Цвирнера», еще одни старожилы Арт-Базеля, продали соответственно витрину Дэмиена Херста «Ничто не проблема для меня» за $ 6 млн и стальную скульптуру Джеффа Кунса «Дельфин» за $ 5 млн. Не обошлось без рекордов и тут.
К примеру, галерея White Cube продала абстрактное полотно «Mumbo Jumbo» нью-йоркской художницы родом из Эфиопии Джули Мерету за $ 4,85 млн. И побила таким образом ценовой рекорд автора в $ 4,6 млн, установленный на Christie’s в ноябре этого года.
Не менее удачными оказались продажи и на Арт-Базель Майями, проходившей 4‑7 декабря. Нью-йоркская Mnuchin Gallery, основательница которой Суканья Раджаратнам отметила, что нынешняя арт-ярмарка в Майями была самой успешной за все 13 лет истории мероприятия, продала за $ 3 млн скульптуру из частей разбитой машины «Miss Remember Ford» знаменитого американца Джона Чемберлена. А швейцарская галерея Gmurzynska в первые дни работы ярмарки выручила $ 1 млн за одну из выставленных картин Пабло Пикассо. При этом участники ярмарки дружно отметили небывалую активность коллекционеров из Южной Америки.