Местные органы власти получат право включать в тарифы на услуги городского электротранспорта инвестиционную составляющую — средства, которые будут направляться на финансирование капитальных вложений. Такая норма содержится в проекте приказа Министерства инфраструктуры, опубликованном на сайте ведомства. Включение инвестсоставляющей позволит обновить подвижной состав украинского электротранспорта за 15 лет, указывается в пояснительной записке к документу.
Давно пора менять
Введение инвестиционной составляющей будет способствовать решению вопроса с обновлением подвижного состава, электросетей, считает директор львовского коммунального предприятия «Львівелектротранс» Орест Козак. «Сейчас местные органы власти не имеют права включать в тариф инвестиционную составляющую, поэтому обновление парка осуществляется за средства местных бюджетов», — рассказывает независимый эксперт транспортного рынка Александр Кава. По его словам, местные власти почти не выделяют на закупку техники средства, поскольку большинство бюджетов дефицитные. Как следствие, ее закупки минимальны. Это привело к тому, что за 22 года независимости Украины общий парк электротранспорта уменьшился более чем вдвое: количество троллейбусов сократилось с 7225 единиц до 3551, а трамваев — с 4842 до 2177, констатировал он.
По информации эксперта по вопросам бюджетной политики Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, сегодня обновление парка электротранспорта происходит за счет специализированных госпрограмм, благодаря спонсорской помощи западноевропейских городов (швейцарский Цюрих передал в 2012 г. 116 б / у трамваев Виннице. — «Капитал») или предприятий, работающих в том или ином городе (завод «Азот» передал Северодонецку, в котором расположено предприятие, 10 троллейбусов в 2011 г. — «Капитал»). По данным Александра Кавы, средний возраст используемых в Украине троллейбусов гораздо выше нормативного срока их эксплуатации — 16 лет при требуемых 10‑12, а трамваев — 28 лет при норме 16 лет.
Каждый город, исходя из изношенности своего электропарка, будет устанавливать свою долю инвестсоставляющей, предполагает Александр Слобожан. «Местные органы власти будут закладывать 10‑25 % в стоимости услуг», — прогнозирует собеседник. Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко рассказал, что средства от инвестсоставлюящей будут накаливаться в местных бюджетах, после чего города будут проводить тендеры по закупке техники.
В тендерах поучаствуют семеро
Введение инвестиционной составляющей в тарифы на услуги электротранспорта позитивно отразится на отечественных производителях этой техники, постольку местные коммунальные предприятия при ее закупках будут отдавать предпочтение именно украинской продукции, считает Александр Кава. По утверждению Алексея Андрейченко, правительство сейчас стимулирует местные власти покупать отечественную технику с локализацией от 80 %. По его словам, в тендерах на закупку троллейбусов смогут принять участие такие компании, как «Сити Транспорт Групп» (Львовский автобусный завод), «Богдан Моторс», «Эталон» и «Южмаш», трамваев — «Богдан Моторс», «Киевпастранс», «Татра-Юг» и «Электрон».
В пояснительной записке не указывается, какое количество электротранспорта поменяется за 15 лет, однако, как ранее сообщал «Капитал», в разработанных изменениях в госпрограмму развития электротранспорта на 2006‑2015 гг. (сейчас находятся на утверждении в Кабмине) предусматривается, что за четыре года украинские города должны обновить парк электротранспорта на 2330 единиц: 1717 троллейбусов и 613 трамвайных вагонов. На эти цели требуется почти 6,5 млрд грн: из них более 3,2 млрд грн из местных бюджетов, около 2 млрд грн из государственного и приблизительно 1,3 млрд грн за счет других источников, в частности льготных кредитов международных финансовых организаций.