Інтереси

тенденции

В Украине растет спрос на эксклюзивные духи от отечественных парфюмеров

В Украине растет спрос на эксклюзивные духи от отечественных парфюмеров
Чтобы создать индивидуальный аромат, основатель первой украинской коммерческой линии парфюмов Богдан Зубченко составляет психологический портрет клиента
Фото: Константин Мельницкий

Столичный предприниматель и коллекционер винтажных духов Максим Павловский вспоминает, как однажды заплатил £8 тыс. за 250 мл эксклюзивного аромата. Эти духи по мотивам легендарного шипра Coque d’Or, выпущенного домом Guerlain в 1937 г. и снятого с производства в 1950‑х, для Павловского создал всемирно известный парижский парфюмер Роже Дав. «Мне просто хотелось пополнить коллекцию парфюмом, созданным специально для меня», — поясняет покупку Павловский «Капиталу».

Нос по ветру

Создание аромата по индивидуальному заказу — привычное дело для европейских парфюмерных домов. В Украине интерес к ароматам, сделанным на заказ, появился сравнительно недавно и постепенно растет. «Многие мои клиенты разочаровались или им попросту надоел современный ассортимент нишевой и масс-маркет парфюмерии, — рассказывает «Капиталу» украинский парфюмер Евгений Лазарчук. — Поэтому они готовы заплатить больше, лишь бы аромат подчеркивал их индивидуальность». Лазарчук уже много лет работает с постоянными клиентами, в числе которых украинские политики и звезды шоу-бизнеса.

У столичного PR-технолога и коллекционера парфюмов Влада Зварыча есть ароматы от Лазарчука и от нескольких зарубежных мастеров. «Пару лет назад я стал обладателем индивидуального парфюма от французского дома Creed, — с гордостью вспоминает Зварыч. — Я тогда приехал в Париж с целью найти одну «снятость» (так называют снятый с производства аромат. — «Капитал») — легендарный Fleur de The Rose Bulgare, впервые выпущенный Creed еще в 1890‑м. Мне предложили сделать духи заново на имеющихся базовых нотах и современном компоненте на основе розы». 250 мл стоили Зварычу € 800, а сделку скрепили официальным сертификатом от парфюмерного дома.

«В основном заказчики индивидуальных духов — это состоятельные мужчины, которые хотят сделать близкому человеку неординарный подарок. Или женщины, ищущие свой аромат», — описывает свою клиентуру парфюмер с 20‑летним стажем и основатель первой украинской коммерческой линии парфюмов BZ Pafums Богдан Зубченко. — Особняком стоят коллекционеры и клиенты, которые хорошо разбираются в духах, ориентируются в направлениях. Часто они хотят чего‑нибудь необычного, поскольку любят выделяться в толпе и обращать на себя внимание». В прошлом году Зубченко принял менее десяти индивидуальных заказов, а в 2014‑м их стало вдвое больше.

Пользуются популярностью на отечественном рынке и уникальные интерьерные ароматы. К примеру, Евгений Лазарчук также создает запахи для загородных домов, архитектурных мастерских, гостиниц и арт-мероприятий. Стоимость литра эксклюзивного ароматизатора воздуха колеблется от $ 100 до нескольких тысяч и зависит от компонентов, способа распыления запаха и площади помещения.

Парфюмерный гардероб

Первая встреча с заказчиком — это беседа. Именно с нее начинают работу над личным парфюмом специалисты европейских парфюмерных домов L’Artisan Parfumeur, Maison Francis Kurkdjian, Cartier. Так работает и Богдан Зубченко. «Мы вместе слушаем ароматы из разных ольфакторных (относящихся к запахy или чyвствy обоняния. — «Капитал») групп — шипры, цветочные, древесные, мускусные. Такая встреча называется тест-сессией. Много внимания уделяю разговору о предпочтениях человека в запахах, искусстве, музыке и литературе. Личное общение позволяет создать психологический портрет, именно он дает основу для будущего парфюма», — говорит собеседник издания.

Результатом нескольких встреч с мастером становится индивидуально подобранный парфюмерный гардероб и ольфакторная карта, которую Зубченко называет своим ноу-хау. По его словам, подавляющее большинство заказчиков не имеют ясного представления о планируемом аромате, поэтому ольфакторная карта для клиента — своего рода путеводитель по его парфюмерным предпочтениям.

После тест-сессии парфюмер в лаборатории приступает к созданию идеальной для конкретного клиента формулы духов. Процесс требует скрупулезности: компоненты берутся в разном разведении (спиртовом или масляном), от чистых до следовых (десятые или сотые доли процента). Из них составляются аккорды (зеленые, древесные, цветочные). Затем подбирают так называемые базовые (остаются после часа «ношения»), сердечные (держатся до 45 мин) и топовые (стартовые ноты — как правило, на базе цитрусовых — держатся до 15‑30 мин) части аромата.

В конце концов высчитывается процентное содержание самих компонентов в спиртовом или масляном растворе и разводится соответственно спиртом или маслом до нужной концентрации.

€300 с такой суммы стартуют цены на создание эксклюзивного запаха от украинских парфюмеров

Затем заказчик может оценить аромат и примеряет наработанные варианты. Некоторые щепетильные и требовательные клиенты не раз меняют формулу, другие влюбляются в запах с первого вдоха. «Однажды я даже устал от количества вносимых изменений, а впоследствии оказалось, что первый вариант аромата был, по мнению заказчицы, самым лучшим», — улыбается Зубченко.

Готовый парфюм проходит стадию мацерации — отстаивается примерно две недели в темном прохладном месте. С начала творческого поиска до  момента появления упакованного флакона может пройти от одного до нескольких месяцев.

Сам себе парфюмер

Полноценное парфюмерное образование в Украине получить невозможно, а учеба этому искусству во Франции или Италии стоит немалых денег. Поэтому подавляющее большинство отечественных парфюмеров — самоучки, и этого факта они не скрывают. В разговоре с «Капиталом» автор собственной линии ароматов P| Parfums днепропетровский парфюмер Александр Перевертайло упоминает самоучек, снискавших мировую славу, — Эрнеста Дальтрофа из дома Caron, Оливера Вальверде из Oliver & Co, Энди Тауэра из Tauer perfumes. За плечами самого Перевертайло два образования — экономическое и техническое. «Для создания запахов знания в области химии, ботаники, математики и биологии важны, но не первостепенны, — подчеркивает мастер. — Роль скорее играет любознательность и желание открывать для себя что‑то новое. Я сам научился делать тинктуры (спиртовые настойки) из пряностей, специй и трав, которые привожу из путешествий».

Так, Евгений Лазарчук по профессии — музыкант, а Богдан Зубченко — музыкант и телережиссер. При этом нынешний уровень мастерства, признается Зубченко, у него также во многом формировался благодаря самообразованию. Еще в советские времена он самостоятельно освоил искусствоведение и историю парфюмерии, что очень помогает сегодня в процессе создания ольфакторных карт и индивидуальных запахов. Он убежден: создание парфюмов — это в первую очередь накапливаемый годами личный опыт, постоянные эксперименты и поиск эксклюзивных ароматов.

«Популярные сегодня мастер-классы «Как научиться делать духи» вызывают у меня скепсис, потому что наработка опыта занимает многие годы. Минимум пару лет лабораторных опытов потребуется для того, чтобы выдать более-менее стоящий парфюм, — уверен Зубченко. — Да и цена подобных мастер-классов предполагает использование низко­качественных парфюмерных ингредиентов, так что единственная польза от таких мероприятий — возможность научиться мало-мальски различать разные ноты в букете аромата».

По драгоценной капле

Цена парфюма «под ключ» от украинских мастеров стартует с € 300 и зависит от количества затраченного времени, качества используемых компонентов, а также упаковки. По словам Перевертайло, который закупает ингредиенты для своих духов во Франции, Италии и США, 1,5 мл абсолюта турецкой розы (абсолют — вязкая растительная вытяжка с очень интенсивным запахом. — «Капитал») обходится ему в $ 25, а 1,5 мл абсолюта жасмина самбак — в $ 55. Из такого количества в лучшем случае выходит примерно 100 мл духов — самой концентрированной и стойкой версии аромата (бывают еще колони, туалетная и парфюмерная вода). Многое зависит от того, какое количество пробных версий аромата изготавливалось, ведь много сырья можно извести именно на подгонку аромата под нужную формулу, говорит Перевертайло. Килограмм самых дорогих в мире компонентов — редкого дерева агар (или уда) или серой амбры (вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов) — может достигать € 20 тыс.

Синтетические компоненты стоят дешевле. Например, 100 мл химического вещества ISO E Super, или так называемой молекулы, ставшей основой революционных Molecule 01 Escentric Molecule парфюмера Гезы Шона (Шон создал парфюм, завоевавший миллионы поклонников по всему миру, из спиртовой основы и ISO E Super. — «Капитал»), можно купить за $ 20‑25. При создании духов зачастую используются микроскопические дозы ингредиентов, поэтому очень важно соблюдать правильные пропорции и правила смешивания.

«Флакон эксклюзивных духов может стоить несколько тысяч долларов. Все зависит от пожеланий и финансовых возможностей заказчика», — резюмирует Лазарчук. При этом парфюмер отдает предпочтение лаконичным флаконам. В их изготовлении участвуют дизайнеры. Украинские мастера парфюмерных дел признают, что клиенты нечасто оригинальничают, а отдают предпочтение простым формам. Впрочем, флаконы можно заказать на любой вкус — из хрусталя, глины, инкрустированные кристаллами и даже вытесанные из цельного камня.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама