Если в тепловой энергогенерации Украины кризис в самом разгаре, то в энергоснабжении только назревает. И разразится он в самом недалеком будущем, если сегодня не начать интенсивной модернизации линий электропередач и подстанций. Директор АББ в Украине Дмитрий Жданов в общих чертах обрисовал критическое состояние электросетей Украины.
— Оцените, пожалуйста, состояние украинских электрических сетей и оборудования — насколько оно изношено? Что требует первоочередного внимания? Отечественные компании уже довольно давно не обновляют сети и оборудование либо инвестируют в модернизацию по минимуму. К каким последствиям это может привести?
— Надежность энергоснабжения зависит не только от стабильности работы генерации, но и от состояния электрических сетей и оборудования. Здесь стоит провести границу между высоковольтными магистральными сетями, которые находятся в ведении госкомпании «Укрэнерго», и распределительными сетями, принадлежащими облэнерго. И увидим существенную разницу в объемах и форме инвестирования.
Электротехническое оснащение сетей 330‑750 кВ НЭК «Укрэнерго» за последние пять лет было в значительной степени модернизировано благодаря широкомасштабной программе инвестирования за счет собственных средств компании и кредитных ресурсов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также средств госбюджета. Выполнение такой программы позволило в значительной степени ликвидировать слабые места энергосистемы, снижающие ее устойчивость в целом, которые возникали из‑за изношенности и морального устаревания эксплуатируемого оборудования.
Но энергетикам предстоит еще долгий путь для обеспечения в полной мере надежной работы магистральных сетей. Достаточно вспомнить степень износа трансформаторного парка — порядка 70 % оборудования эксплуатируется дольше рекомендуемого срока в 25 лет, в том числе есть около 50 единиц, возраст которых давно перевалил за 35 лет.
Совсем по‑другому сложилась ситуация с распределительными сетями. В отличие от «Укрэнерго», облэнерго действуют в других условиях и инвестируют фактически из оборотных средств. То есть инвестиции обеспечиваются накопительно за счет поступления тарифных платежей от потребителей. Это в значительной степени затрудняет и тормозит процесс модернизации энергохозяйства. Кроме того, норма прибыли облэнерго также подлежит регулированию, как и все их операционные затраты и инвестиционные программы. В то же время износ их основных фондов достигает более 70 %, технические потери в сетях зашкаливают и составляют от 7‑9,5 %, нагрузки трансформаторных пунктов в городских сетях превышают расчетные мощности на 8‑12 %! Ситуации с аварийными отключениями, требующие длительных ремонтов, учащаются с каждым годом. Вспомним регулярное обесточивание населенных пунктов после каждой природной стихии, отключение потребителей в результате перегрузки трансформаторных пунктов или выхода из строя коммутационной техники. А ведь распределительные компании являются неотъемлемой частью, основой развития экономики страны, не говоря уже о том, что они играют жизнеобеспечивающую роль для населения. Так что последствия сегодняшнего подхода к эксплуатации распределительных сетей крайне негативны как в социальном, так и в экономическом аспектах.
— Можете ли сравнить состояние энергосистемы Украины с энергосистемой какой‑либо из европейских стран? Как организован процесс инвестирования в модернизацию сетей в европейских странах? Каков там эффект от модернизации?
— Операторы распределительных компаний европейских стран занимаются модернизацией распределительных сетей постоянно. В отличие от наших 1,4‑1,9 %, в Европе от 4,5 % до 8,2 % товарной выручки ежегодно инвестируется в основные средства. И это последовательные вложения в течение многих лет, которые обеспечивают бесперебойную работу оборудования подстанций, оптимизируют режимы, позволяющие в значительной степени сократить эксплуатационные расходы и гарантировать качество поставляемой потребителю электроэнергии.
— Какая сумма, по вашим оценкам, необходима для модернизации сетей и оборудования отечественных распределительных компаний?
— На примере европейского опыта и с учетом нынешнего состояния электрохозяйства наших облэнерго оцениваю объем необходимых инвестиций на уровне $ 150‑200 млн в год в течение пяти лет и далее $ 40‑50 млн ежегодно только для одной распределительной компании. Таким образом, в целом по стране потребность в деньгах для модернизации сетей облэнерго может составить $ 18‑23 млрд в ближайшее пятилетие.
— Можно ли ожидать значительных инвестиций в распределительные сети, обслуживающие население, ранее, чем тарифы на электроэнергию для граждан будут повышены до рыночного уровня?
— Сегодня я не связываю эти вещи. Ведь тариф энергопоставляющей компании не зависит от тарифа населения, который является дотационным, и субсидирует дотации отнюдь не облэнерго. Кроме того, мы идем к разделению деятельности по распределению электроэнергии и ее сбыту потребителям — так, как это организовано в Европе. На готовность инвестировать и объемы вложений, на мой взгляд, влияет прежде всего обеспечение государством и судебной системой суверенного права собственности, создание прозрачных правил формирования тарифа и нормирования затрат на реализацию инвестиционных программ, тарифное стимулирование снижения фактических потерь в сетях и включение тарифных механизмов средне- и долгосрочного обслуживания заемных средств. Считаю, что перечисленные меры получат право на жизнь по окончании приватизации облэнерго, и это приведет к резкому росту капитализации компаний.