Будущий градоначальник Одессы родился в Париже 25 сентября 1766 года в знаменитой семье. Его дед был маршалом, а дальний предок — тем самым кардиналом Ришелье, которого Александр Дюма вывел на страницах мушкетерских романов.
Арман де Ришелье рано потерял мать, а отец был к нему равнодушен. Мальчика отдали в Коллегию Плесси — лучшее учебное заведение Франции, основанное кардиналом Ришелье. Юный герцог стал лучшим учеником, говорил на пяти языках, отлично фехтовал и ездил на лошади.
По обычаям того времени, отпрыски знатных фамилий, получив образование, должны были жениться. Невесту выбирали родственники, руководствуясь политическими или финансовыми соображениями. 15‑летнему красавцу Арману назначили в жены 13‑летнюю герцогиню Розалию де Рошешуар, представительницу одной из самых родовитых семей Франции. Правда, она оказалась горбуньей и хромоножкой. Поэтому сразу после венчания, не дожидаясь первой брачной ночи, Ришелье в сопровождении гувернера уехал в длительное путешествие по Европе. Впоследствии ни дня с супругой вместе не жил, лишь изредка с ней переписывался.
В 1783 году он вернулся в Париж, был представлен королю Людовику и получил звание первого камергера двора. Назначение 17‑летнего юноши на одну из ключевых должностей в государстве вызвало сильный ропот в Версале. Ришелье попытался начать реформы, объявил войну коррупции, процветавшей при дворе. Увы, казнокрады, окружавшие короля, быстро свели его усилия на нет.
Стул для герцога
14 июля 1789 года взбунтовавшиеся парижане взяли Бастилию. Король не понимал всей важности ситуации. От объяснений первого камергера лишь отмахивался, а затем и вовсе отправил его в путешествие по Европе. В Вене герцог узнал, что восставшие захватили монарха и увезли из Версаля в Париж. Ришелье вернулся во Францию, чтобы стать под знамена королевских войск. Но время было упущено — страна неотвратимо погружалась в водоворот революции.
Ришелье отправился в Российскую империю. Екатерина II отправила его на Волынь командовать полком. За проявленное рвение француз вскоре был произведен из полковников в генерал-майоры.
Звездный час Ришелье настал при Александре I. Новый император познакомился с генералом задолго до того, как взошел на престол. И оценил его благородную натуру, чуждую лести, тщеславия и интриганства. Теперь Александр I предложил французу выбор: служба в элитном полку в Петербурге либо кресло градоначальника Одессы. 37‑летний Ришелье выбрал второе.
В марте 1803 года герцог прибыл в город, которым ему предстояло руководить. Там его никто не ждал. С трудом отыскал одноэтажный дом, в котором размещалась мэрия. Здание было разграблено, отсутствовала даже мебель. В Одессе не нашлось ни единого мебельного магазина. Ришелье начал с того, что выписал дюжину стульев из Марселя — за свой счет.
Без мафии, но с кредитами
Городские дела оказались в ужасном состоянии. Предыдущий градоначальник, смещенный за злоупотребления, не оставил в казне ни копейки. Одесса кишела жульем. Улицы не освещались, дома убогие. Неслучайно город пользовался нелестной репутацией «помойной ямы Европы».
Ришелье деятельно взялся исправлять ситуацию во вверенном ему городе. Порт, по идее, должен приносить в городскую казну огромные доходы. Куда исчезают эти деньги? Оказалось, порт обирает местная мафия. Кроме того, его душит налогами Министерство финансов. С этими двумя противниками и начал войну новый хозяин. Для начала отменил портовые сборы — деньги все равно оседали в карманах таможенников. Поэтому для города убытка никакого, зато цена ввозимых товаров существенно снизилась.
2 млн рублей ежегодно приносили в казну таможенные сборы одесского порта при правлении Армана де Ришелье
Ришелье добился открытия в Одессе ссудного отделения банка — предприниматели получили возможность брать кредиты. А для разбора конфликтных сделок, возникавших едва ли не ежедневно и разрешавшихся обычно с помощью кулаков, учредил специальный коммерческий суд.
Пользуясь покровительством императора, Ришелье убедил Министерство финансов освободить Одессу от уплаты налогов в казну. Пусть всего лишь на несколько лет, однако это дало возможность аккумулировать деньги в городе. Градоначальник также доказал целесообразность свободного транзита для всех товаров, привозимых в Одессу морем. Транзитные сборы отменили, и товары хлынули в город нескончаемым потоком.
Город-сад
Благоустройство Одессы Ришелье начал с того, что вызвал к себе местных «авторитетов» и предложил по‑хорошему вернуть все незаконно захваченные земли. Причем сказал так, что они отдали. На этих территориях проложили множество широких прямых улиц и застроили их элегантными домами. Появились культовые здания всех имевшихся в городе конфессий — собор, старообрядческий храм, костел, синагога, а также две больницы, театр, казармы, рынок, водоем, лицей, коммерческая гимназия, шесть начальных учебных заведений, набережная, гостиницы. В городе появилась система уличного освещения. Одесса, которую мы знаем сегодня, во многом является делом рук Ришелье.
Градоначальник решил сделать из Одессы цветущий оазис. Ученые-садоводы возразили: мол, нет условий — каменистая почва, отсутствие дождей, редкие источники пресной воды. Герцог засел за книги и сам изучил вопрос. Выписал из‑за границы несколько видов растений, попытался их акклиматизировать. Лучше всего прижились саженцы итальянской белой акации. А также тополь, сирень, бузина, вишня и абрикос.
Ришелье распорядился посадить вдоль улиц двойными рядами тоненькие побеги акации. А хозяевам домов, перед которыми высаживались деревца, велел за ними ухаживать — нерадивых штрафовал. И лично каждый день объезжал свои владения, наблюдая состояние растений.
Прощание с градоначальником
Герцог был близорук, но чрезвычайно галантен. Проезжая по улицам, просил сопровождающих лиц говорить ему, если на балконах домов появятся дамы. В таких случаях он снимал шляпу, прижимал ее к сердцу и раскланивался. Но иногда, совершая прогулки в одиночестве и не желая обидеть прекрасный пол, на всякий случай приветствовал абсолютно пустые балконы.
В 1814 году Александр I отправил Ришелье с дипломатической миссией в Вену. Перед отъездом градоначальник отчитался о проделанной работе: «Сегодня население Одессы достигает 35 тыс. человек, в течение 10 лет оно выросло в пять раз. Около 25 млн, из общей суммы 45 млн торгового оборота всех Черноморских и Азовских портов, припадает на долю Одессы. Таможенные сборы, которые приносили 15 лет тому назад несколько тысяч рублей прибыли, дают теперь ежегодно казне 2 млн рублей».
«День отъезда герцога был днем траура для Одессы, — вспоминал очевидец. — Большая часть населения провожала его за город и более 2 тыс. человек следовали за ним до первой почтовой станции, где приготовлен был прощальный обед». Ришелье уехал в той же неизменной шинели, в какой его знала вся Одесса. За 12 лет управления городом герцог никаких капиталов не нажил.
Одесситы все же надеялись, что он вернется. Однако Александр I, победив в 1815 году Наполеона, велел Ришелье возглавить новое французское правительство. Бывший хозяин города у Черного моря дважды становился премьером Франции, но в целом его карьера в Париже не сложилась. Он ушел в отставку, бедствовал и даже, по слухам, собирался летом 1823 году вернуться в вотчину. Увы, герцог Арман де Ришелье умер от кровоизлияния в мозг за год до этого — 16 мая 1822 года, в возрасте 55 лет. Его похоронили в Париже в Капелле Сорбонны возле кардинала Ришелье. А спустя четыре года в Одессе открыли памятник любимому градоначальнику, созданный на деньги благодарных горожан.