Боевые действия в Донецкой и Луганской областях наложили отпечаток на авиасообщение между Украиной и Россией. В январе 2015 г. между странами запланировано, без учета Симферополя, 580 рейсов, что в 2,2 раза меньше, чем в аналогичном месяце текущего года. Об этом свидетельствуют данные авиационного сайта flightmapsanalytics.com.
Причины падения
Российский рынок для украинской авиации за всю историю независимости был самым крупным и важным, рассказывает исполнительный директор авиакомпании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. «Однако в 2014 г. спрос на перевозки между странами драматически упал», — сетует он.
Резкое сокращение авиарейсов обусловлено как минимум тремя причинами: разрушение Донецкого аэропорта, запреты на полеты в Москву и снижение спроса.
До проведения антитеррористической операции на востоке из Донецка авиакомпании летали в Москву. Например, в январе 2014 г. «Аэрофлот», «ЮТэйр-Украина» и «Траснаэро» вместе выполнили около 160 рейсов. Однако с мая аэропорт закрыт для полетов: первоначально в целях безопасности, позже — из‑за разрушения аэропорта.
С мая Госавиаслужба запретила осуществлять перевозки на направлении Харьков — Москва, а позже, с декабря, добавила к запрещенным направлениям и Днепропетровск — Москва. В январе 2014 г. из первого аэровокзала выполнили 86 рейсов в Россию, из второго — 115. Если Госавиаслужба снимет запрет на полеты из Харькова и Днепропетровска, это немного улучшит карту — к 580 рейсам добавится еще 148. Именно столько авиакомпании хотели бы выполнить рейсов в январе следующего года из этих городов.
в 2,2 раза снизится количество рейсов из Украины в Россию в январе 2015 г.
Снижение спроса на авиаперевозки связано и с девальвацией. Свою роль сыграли также российские СМИ, которые ведут активную антиукраинскую пропаганду, считает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «Российские пассажиры теперь боятся летать в / через Украину», — поясняет он. Эксперт авиарынка Владимир Катерный добавляет, что из‑за обострения взаимоотношений между Россией и Украиной разорвались многие бизнес-контакты, что в свою очередь снизило спрос на авиаперелеты.
Все что могут
Возместить потерянные рейсы в России авиакомпаниям сложно. По словам Ланецкого, необходимо или открывать свои рейсы на уже раскрученных конкурентами направлениях и переманивать клиентов, или открывать совершенно новые маршруты. «Для этого необходимо инвестировать, но сейчас в условиях жесткой экономии игроки не могут себе этого позволить», — рассказывает эксперт.
В большинстве случаев авиаперевозчики шли не путем открытия новых рейсов, а сосредоточились на оптимизации работы, замечает Катерный. Например, сократили авиапарк, как это сделали «Международные авиалинии Украины» (МАУ), «ЮТэйр-Украина» и т. д.
Впрочем, отдельные игроки пытались восполнить потери за счет расширения карты маршрутов. Например, МАУ в этом году прекратила летать в Самару, Нижневартовск, Новосибирск, Ростов, Екатеринбург и сократила частоту полетов в Москву и Калининград. Но зато, замечает эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий, авиакомпания открыла рейсы в Тегеран, Ташкент, Стокгольм, Дюссельдорф, а также нарастила частоту на некоторых других маршрутах. В 2015 г. МАУ рассчитывает освоить Минск, Ригу и т. д.
Прогнозы экспертов разделились. Перспектив для возобновления спроса на рейсы между Украиной и Россией не видит генеральный директор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. С ним не согласен Анатолий Мазуренко, который полагает, что связи между Украиной и Россией остались: родственные отношения, бизнес и т. д. Однако рост возобновится только после политического урегулирования проблем.