Украина возобновит проведение техосмотров для всех автомобилей после вступления в силу соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Соответствующая норма содержится в дополнениях к договору, проект которого обнародован на сайте Кабинета министров.
Через год после вступления в силу документа Украина должна будет внедрить обязательный техосмотр для автомобилей, используемых в международных грузовых перевозках, через три года — для транспорта, осуществляющего международные пассажирские перевозки, а через пять лет — для всех остальных машин.
Легковые автомобили должны проходить проверки через четыре года после начала эксплуатации и далее каждые два года, сказано в директиве. Как и кто именно должен будет проводить техосмотры, в документе не говорится.
Техосмотры необходимы
Обязательные техосмотры всех легковых автомобилей, не задействованных в коммерческих перевозках, Верховная Рада отменила всего два года назад. Как указано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, действовавшая ранее система не позволяла обеспечить реальный контроль за техническим состоянием автомобилей.
«Это было обусловлено тем, что в большинстве случаев, по оценкам экспертов, около 90 % владельцев транспортных средств получали талон о прохождении техосмотра без проведения проверки — с помощью отлаженных коррупционных схем», — указано в документе.
Эксперты подсчитали, что ежегодно объем неофициальных платежей составлял около миллиарда гривен.
Вернуть обязательные техосмотры, особенно давно находящихся в эксплуатации транспортных средств, может быть неплохой идеей, рассуждает начальник отдела маркетинга «Си Эй Автомотив» (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан.
В Украине около 8 млн автомобилей, из них половина — старше 20 лет, указывает эксперт.
«Старая техника нуждается в тщательном контроле. Поддержание транспортного средства в надлежащем техническом состоянии может спасти жизнь как его владельцу, так и окружающим», — говорит он.
С ним согласен и генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Однако нельзя отдавать проведение техосмотра в ведение Государственной автомобильной инспекции, считает он.
Наиболее эффективно контролировать эту функцию смогут выполнять страховые компании, которые без подтверждения проверки не будут продавать автомобилисту полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), полагает собеседник.
Систему надо менять
Основным принципом при построении системы техосмотров легковых автомобилей должно стать создание сети сертифицированных станций техничного обслуживания (СТО), которые будут вправе выдавать документы, подтверждающие прохождение техосмотра, уверен первый вице-президент страховой компании «АХА Страхование» Андрей Перетяжко. По его мнению, сертификаты должны выдавать уполномоченные органы, за работой которых должен быть установлен общественный контроль.
«Прохождение техосмотра — хорошая возможность для СТО предложить автомобилисту, в случае поломки его машины, отремонтировать ее, то есть заработать дополнительные средства», — говорит Андрей Перетяжко и добавляет, что станции, выдающие документы о прохождении техосмотра владельцам неисправных автомобилей, должны будут лишаться сертификата.