По данным Gallup, за последний год доля украинцев, поддерживающих действия России, снизилась с 43 % до 5 %. В то же время действия руководства ЕС поддерживают 46 %, а США — 38 % (подробнее здесь)
Анатолий Баронин,
директор аналитической группы Da Vinci AG:
Мое отношение к этим странам не изменилось. На самом деле их политика осталась прежней. Одна из стран пошла по пути радикализации ситуации и силового сценария, остальные пытаются реагировать на это строго в рамках своих интересов. В остальном — все прогнозируемо и понятно. Россия никогда не рассматривала Украину как самостоятельного игрока. ЕС — опасается последствий дальнейшего расширения и не оправился от кризиса. США — стремятся удержать мировое лидерство.
Алексей Шевчук,
управляющий партнер ЮА «Шевчук и Партнеры»:
Уходящий год был годом переоценки. С детства мы слышали, что Россия — братская страна, которая всегда готова помочь нам. США традиционно представлялся нам потенциальным врагом, который хочет доминировать над всем миром, а ЕС — неким загнивающим государственным образованием. Но мы увидели другую картину, кто на самом деле пытается помочь Украине, а кто — тянет вниз. Теперь такую переоценку ценностей нужно использовать во благо себе и начинать созидать страну практически с нуля.
Денис Марчук,
и. о. главы Всеукраинского аграрного совета:
Постоянные войны, торговые и военные, заставили многих задуматься, действительно ли политику Кремля можно назвать дружеской для Украины. Я же никогда не поддерживал действия РФ. Что касается ЕС и США, то я — сторонник евроинтеграции Украины. Но в пределах построения Европы в самой Украине — это соцгарантии, дешевые кредиты, качественная медицина, образование. Именно эти показатели оказывают влияние на мое благосклонное отношение к этим странам.
Семен Глузман,
президент Ассоциации психиатров Украины:
Со временем у меня выработалось определенное отношение к действиям Российской Федерации, США и Евросоюза. После специфического опыта, полученного в российских тюрьмах, у меня к России — подозрительное и негативное отношение, которое со временем только укрепилось. Что же касается Америки и Евросоюза, то я им давно симпатизирую. Хотя, если быть откровенным, идеализация этих стран у меня давно прошла.
Владимир Костерин,
глава Фонда «Сокращение рисков»:
Если речь идет об аннексии Крыма, конфликте в Донецке и Луганске, то считаю, что ситуация назревала давно и виноваты те политики, которые за 23 года вели Украину в направлении понижения качества жизни, опустив страну с 40‑х до 90‑х позиций по оценке рейтинга ООН. Тем самым спровоцировали у части жителей страны желание жить как в России, Европе или Америке, не веря в собственный путь Украины — без коррупции, с честными политиками и эффективными министрами.
Владимир Щелкунов,
президент ICC Ukraine:
Если честно, то мое отношение к действиям России обернулось абсолютным разочарованием. А что касается доверия к действиям США, то оно очень выросло. Считаю, что реакция Америки на происходящее в Украине справедлива и адекватна. А вот к системе Европейского союза мое отношение стало более философским.