Принадлежащий СКМ Рината Ахметова Первый украинский международный банк (ПУМБ) решил прекратить судебные споры с корпорацией ИСД и начать переговоры о возврате долгов по двум кредитам, выданным еще в 2007 и 2008 годах.
Перемирию предшествовали жесткие меры со стороны финучреждения: 1 июля 2013 г. банк обратился в Хозяйственный суд Донецкой области и попросил наложить арест на все счета корпорации ИСД, а также на все ее движимое и недвижимое имущество.
ПУМБ таким образом хотел обеспечить свой иск, по которому он добивался возврата ИСД и принадлежащими ей Алчевским металлургическим комбинатом и Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского долгов в 162,5 млн грн и € 4,7 млн по кредитам, которые были выданы в 2007‑2008 гг. Суд не колебался — решение об аресте счетов и имущества ИСД было принято в тот же день.
«Сейчас начальная стадия переговоров между руководством ПУМБ и корпорации ИСД. Сложно прогнозировать дату выработки конечных условий реструктуризации задолженности, но у обеих сторон есть стремление прийти к компромиссу в кратчайшие сроки», — сообщила «Капиталу» пресс-служба банка. Корпорация ИСД на запрос издания не ответила.
Тяжелые времена
Долги перед ПУМБ — не единственные у ИСД. В мае 2013 г. Кредитпромбанк обратился в тот же Хозяйственный суд Донецкой области с иском о взыскании с ИСД $ 15,8 млн долга по кредиту, выданному в 2007 г.
По оценкам экспертов, нынешнее финансовое положение корпорации ИСД можно назвать сложным. По словам аналитика группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александра Мартыненко, ИСД в настоящее время добивается замораживания любых платежей по задолженности $ 2,5 млрд перед западными банками в течение последующих 9 или 12 месяцев.
«Мы связываем это с убыточностью основных операций и дефицитом денежных средств корпорации, что вызвано значительно усложнившимися рыночными условиями в этом году. За первое полугодие 2013 г. падение цен на сталь, экспортируемую из Украины, составило 9‑14 % по сравнению с тем же периодом 2012 г., в то время как цены на железную руду, которую ИСД вынужден закупать у сторонних поставщиков, в первую очередь «Метинвеста», снизились всего на 4 %», — сообщил он.
По словам аналитика компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, соотношение чистого долга к EBITDA у ИСД измеряется десятками, тогда как нормальная практика — не более 3‑5.
Алчевский меткомбинат по итогам января-июня 2013 г. нарастил чистый убыток по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 662,9 млн грн.
Убытки еще одного актива ИСД — Днепровского меткомбината им. Дзержинского — в 2012 г. составили 1658,2 млн грн. ИСД также принадлежит меткомбинат Dunaferr в Венгрии и ISD-Huta Czestochowa в Польше.
В январе 2010 г. 50 %+2 акции ИСД купил консорциум инвесторов во главе с Александром Катуниным (владелец швейцарского трейдера Carbofer, экс-совладелец Evraz) при финансовой поддержке российского Внешэкономбанка. Собственниками остальных акций остались Сергей Тарута и Олег Мкртчан.
Договорятся, как и раньше
«ИСД предложил выгодные условия, на которых ПУМБ интересно рассматривать этот вопрос», — предположил в беседе с корреспондентом «Капитала» Иван Дзвинка причины, по которым банк остановил судебную войну. «Ахметов умеет хорошо мотивировать ИСД: блокируют банковские счета, обездвиживают имущество и перекрывают кислород… Корпорации ничего не остается, кроме как идти на переговоры», — добавил он.
Иван Дзвинка рассказал, что в 2010 и 2011 гг. у ИСД были долги перед «Метинвестом» по оплате поставок руды.
«Там речь шла о долгах в $ 100 млн и были катастрофические просрочки. Тогда также накладывался арест на счета в банках, и ИСД ничего не оставалось, кроме как искать деньги и возвращать долги хоть с опозданием, но с соответствующей компенсацией», — вспомнил он.
По словам аналитика, ИСД в конце 2011 г. взял кредит в $ 865 млн у кипрской компании, которую связывают с российскими собственниками группы, и вся эта сумма полностью пошла на оплату «Метинвесту» поставок руды.
«До сих пор же договаривались, тем более что речь шла о гораздо больших суммах», — добавил Иван Дзвинка.
«Очевидно, руководство ПУМБ посчитало более продуктивным начать переговоры о реструктуризации, чем продолжать судебные разбирательства, хотя переговоры могут быть достаточно длительными. — считает Александр Мартыненко. — Маловероятно, что на переговорах будет идти речь о продаже активов ИСД. Более того, активы, которые могли стать предметом залога по кредитному соглашению в $ 45 млн, скорее всего, не сулят банку значительной экономической выгоды в сложившихся условиях».