На днях вместе с одним благотворительным фондом я попала на празднование дня святого Николая в Белоцерковский дом-интернат. Отвезли подарки, посмотрели праздничный концерт. Дети в интернате — с тяжелыми диагнозами (ДЦП, синдром Дауна, родовые травмы и т. д.), есть лежачие. Но они, признаюсь, удивили. И в зале, и на сцене — улыбчивые, счастливые.
Кстати, в интернате сказали, что в этом году люди откликнулись как никогда, и все дети получили то, о чем писали святому Николаю. Немного испортили впечатление важные гости — батюшка и, как мне сообщили шепотом, «один чиновник из Киева». Для них, по традиции, освободили места в первом ряду, они толкнули речь, а батюшка даже выудил из груды подарков обогреватель UFO и показал — вот, мол, это от нас, церковников. Руководство интерната поблагодарило и волонтеров, но эти скромно передали подарки, для приличия послушали выступления детей, а потом засобирались — в этот день им нужно было попасть еще по двум адресам.
Все заведения, в которых мы побывали, выглядят очень прилично: хороший ремонт, теплые батареи, в комнатах чисто, в коридорах — дорожки, а где‑то на стенах есть даже ЖК-телевизоры. Дети ухожены и довольны наплывом гостей.
По словам волонтеров, интернаты и детские дома недалеко от столицы, как правило, вниманием не обделены. Но чем дальше от Киева, тем проблем больше. Не говоря о зоне АТО — там, если верить волонтерскому сарафанному радио, дела совсем плохи. Постов с призывами вроде «Помогите, голодают отказники, нужна помощь грудничкам в Макеевке!» — в Facebook более чем достаточно. Или вот еще одна история об одном интернате в Луганской области. Военных действий в населенном пункте нет, но банки не работают и зарплату сотрудники интерната не получают. Люди даже не понимают, под чьей юрисдикцией они находятся — украинской власти или пресловутой ЛНР? Интернат пока выживает за счет собственного небольшого хозяйства. Но и его запасы не безграничны. Дозвониться в такие места крайне тяжело, не говоря о том, чтобы доставить туда самое необходимое.
А ведь этим детям нужна такая малость. Вот примеры из писем воспитанников Белоцерковского интерната: в подарок у святого Николая они просили йогурт, бананы, красивую ручку, блокнот, печенье, теплые носки, шапку и т. д. Тем, кому «не посчастливилось» оказаться в зоне конфликта, не до подарков. Не голодать для них — уже за счастье.
Думаю, волонтерам стоит сделать новогоднее подношение нашим многочисленным депутатам и топ-чиновникам — дать каждому адрес хотя бы одного детского дома или интерната из зоны АТО. Пусть бы лично доставили туда как минимум одну машину с продуктами. Впрочем, это касается всех — раскладывая на праздничном столе бутерброды с икрой, вспомните о том, что кому‑то из маленьких украинцев в новогоднюю ночь, возможно, просто нечего есть.