Економіка

госфинансы

Прожект перестройки. Бюджет на 2015 г. наполнят печатный станок Нацбанка и мечты правительства

Бюджет на 2015 год наполнят печатный станок Нацбанка и мечты правительства
Арсений Яценюк продемонстировал, как гражданам застегнуть пиджак поплотнее
Фото: Иван Черничкин

Вчера Кабинет министров подал в парламент доработанный проект государственного бюджета на 2015 г. В дополнение к нему народные депутаты получили на рассмотрение 46 законопроектов, которые необходимо принять прежде, чем главную фискальную смету. Одобрять их парламентарии не хотят, критикуя и сами документы, и желание правительства обсуждать их в сжатые сроки. В результате принятие госбюджета было отложено до кануна Нового года. Сегодня «вспомогательные» законопроекты поступили на рассмотрение комитетов Верховной Рады. Согласно утвержденному вчера парламентом постановлению, народные депутаты должны по итогам работы комитетов принять их в первом чтении в четверг и во втором чтении в воскресенье. К голосованию по госбюджету парламентарии приступят лишь через неделю, 30 декабря.

Печатный механизм

В основу проекта госбюджета Министерство финансов заложило пессимистические макропрогнозы, согласованные Министерством экономического развития и торговли с Международным валютным фондом. Они предполагают, что после спада на 7 % в 2014 г. в следующем году реальный ВВП сократится еще на 4,3 %.

При этом номинальный ВВП увеличится с 1525,0 млрд грн в 2014 г. до 1720,8 млрд грн в 2015 г., а потребительские цены вырастут на 13,1 % на конец года. Кроме того, как уточнил премьер-министр Арсений Яценюк, при расчете госбюджета использовался курс 17 USD / UAH.

17 USD / UAH таков прогноз курса в госбюджете-2015, причем цифра рискует остаться лишь на бумаге из‑за избыточной эмиссии гривни в следующем году

Прогнозы по спаду ВВП и инфляции не вызывают скепсиса у экспертов в отличие от прогноза по валютному курсу. Он является сомнительным с учетом объема эмиссии гривни Нацбанком, на которую рассчитывает Кабмин. Правительство хочет получить от НБУ 65,4 млрд грн в 2015 г., то есть втрое больше, чем в текущем. С учетом того что регулятор должен перечислить эти деньги в госказну до 11 мая авансом, речь идет в основном о поступлениях, которые Нацбанк сам и «напечатает», считает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. Кроме того, как рассказывает руководитель аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий, НБУ придется «использовать печатный станок», чтобы приобрести у Минфина ОВГЗ на 51,6 млрд грн и покрыть 31,5 млрд грн бюджетных расходов на НАК «Нафтогаз України». Также к эмиссии придется прибегнуть, чтобы профинансировать Фонд гарантирования вкладов физлиц и рекапитализировать банки. Если отток валюты из экономики продолжится, как и в 2014 г., то при подобных объемах эмиссии гривни нацвалюта может девальвировать гораздо ниже 17 USD / UAH и тем самым подорвать выполнение госбюджета.

Доходные иллюзии

Несмотря на оправданность боль­шин­ства мак­ро­прог­нозов при сохра­нении курса в 17 USD / UAH, реализация доходной части предложенной госсметы остается под вопросом еще и из‑за слишком больших надежд на отдельные источники средств. Минфин рассчитывает, что доходы госбюджета составят в следующем году 475,2 млрд грн. Это на 97,4 млрд грн, или на четверть больше, чем предусмотрено на 2014 г. И на 107,5 млрд грн больше, чем поступило в действительности в госказну за 11 месяцев. По мнению члена комитета Рады по вопросам бюджета, бывшего министра финансов Виктора Пинзеныка, невозможно обеспечить такой прирост доходов при спаде экономики на 4,3 %, если только не рассчитывать на инфляцию выше предложенных 13,1 %.

Основную часть дополнительных вливаний должен обеспечить НБУ. Это неблагоприятный для экономики, но реалистичный источник средств в отличие от прироста налоговых поступлений на 22 % — до 365,6 млрд грн по сравнению с 2014 г. Благодаря новациям, предусмотренным в изменениях в Налоговый кодекс, Кабмин рассчитывает увеличить поступления от налога на доходы физлиц (НДФЛ) на 30 %, акциза — на 43 %, ввозной пошлины — вдвое, уточняет экономический эксперт Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи. Но часть налоговых нововведений может не оправдать себя и тем самым сорвать выполнение госбюджета. По мнению Боярчука, расширение прогрессивной шкалы по НДФЛ едва ли приведет к легализации расходов, за счет которой Кабмин рассчитывает увеличить поступления НДФЛ на 28,1 млрд грн (подробнее о налоговой реформе — здесь).

Также маловероятно, что Кабмину удастся выручить 17 млрд грн, или $ 1 млрд от приватизации госпредприятий. Одним из 46 законопроектов правительство предложило уменьшить список госпредприятий, не подлежащих приватизации, с более чем 1500 на 1200 компаний. Но за 24 года независимости Украина всего дважды выполняла план по приватизации — когда продала «Криворожсталь» в 2005 г. и «Укртелеком» в 2011 г. По итогам января-октября 2014 г. приватизация принесла в госказну всего 59,9 млн грн при плане в те же 17 млрд грн, по данным Минфина. «У Кабмина хватает объектов, которые можно было бы продать на 17 млрд грн. Но вопрос в том, успеет ли сделать это в течение следующего года и как дорого продадут», — считает Паращий.

В итоге, ориентируясь на такие завышенные параметры по наполнению госказны, правительство рискует в следующем году не вписаться в заложенный дефицит госбюджета. Он, как Кабмин обещал МВФ, предусмотрен в размере 3,7 % ВВП, или 63,7 млрд грн без учета дыры в балансе «Нафтогазу», которая расширит реальный фискальный дефицит еще на 4,1 % ВВП, или 68,6 млрд грн. Для Украины это может быть чревато, потому что, по словам министра финансов Натальи Яресько, 30 % из 527,2 млрд грн расходов госбюджета предусмотрено на оплату старых долгов государства, то есть на избежание дефолта, а также на оборону и безопасность.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама