Політика

дружба народов

Таможенная служба России включила в перечень рисковых украинских импортеров

Со вчерашнего дня все без исключения украинские экспортеры, продающие свою продукцию в России, временно лишились этого рынка сбыта.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) с 14 августа 2013 г. включила их в перечень рисковых импортеров, что фактически блокировало поставку товаров из Украины на неопределенное время «вплоть до недель или даже месяцев».

Информацию об этом распространила пресс-служба Федерации работодателей Украины (ФРУ), которую возглавляет Дмитрий Фирташ, владелец нескольких пострадавших компаний.

Это решение стало третьим за последний месяц шагом Москвы в процессе разворачивания торговой войны против Украины после запрета на поставку в Россию продукции кондитерской компании Roshen и включения в список рисковых 46 отечественных компаний.

Россия — крупнейший экспортный рынок для Украины. В 2012 г. туда было продано украинских товаров на $ 17,6 млрд.

В целом дефицит Украины в торговле товарами с Российской Федерацией в прошлом году составил $ 9,8 млрд. Если ситуация с блокированием украинского импорта в России подтвердится, дефицит может существенно увеличиться.

По оценкам ФРУ, только во втором полугодии текущего года из‑за нынешних действий Москвы экспорт из Украины в Россию может оказаться не на уровне $ 8,5 млрд, как организация прогнозировала ранее, а на $ 2‑2,5 млрд меньше, в зависимости от развития событий.

Без третьей стороны

Вчера на заседании Кабинета министров представитель ФРУ обратился к премьер-министру Николаю Азарову с письмом, в котором содержалась информация о блокировании украинского импорта. В ответ на него пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко заявил, что Кабмин принимает все возможные меры для ликвидации возникшей проблемы.

Как стало известно «Капиталу», сегодня правительство планирует рассмотреть эти «все возможные меры». Уполномоченный правительства по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, СНГ и странами ЕврАзЭС Валерий Мунтиян рассказал, что письмо от ФРУ, зачитанное на Кабмине, поступило в Министерство экономического развития и торговли вчера только в конце рабочего дня.

Минэкономразвития запросило в посольстве России подтверждение этих фактов, но на момент сдачи номера ответ не поступил.

По словам Мунтияна, сегодня в 10:00 состоится совещание у вице-премьер-министра Юрия Бойко, на котором обсуждят ситуацию. Также поднимут вопрос о возможных механизмах защиты и дальнейших шагах урегулирования вопроса для того, чтобы отечественные предприятия не понесли убытки.

«В случае подтверждения, мы будем действовать в рамках подписанных соглашений с Россией. Кроме этого, подготовим ноту к правительству этой страны, создадим переговорные группы, которые займутся решением этой проблемы. Хотелось бы не доводить диалог до обращения во Всемирную торговую организацию и решить все на двустороннем уровне», — говорит собеседник издания.

Как ранее объясняли «Капиталу» в ВТО, самостоятельно организация не может вмешиваться в торговые отношения стран-членов.

Для того чтобы ВТО выступила в качестве арбитра, одна из стран — в данном случае Украина — должна обратиться к ней с жалобой на своего торгового партнера.

Остановка по требованию

На практике российское квази табу на украинский импорт выливается в бюрократические задержки во время таможенного досмотра поставляющихся в Россию товаров. Как уточняют в ФРУ, российская таможня подвергает украинские грузы сплошной проверке, включая выгрузку, перегрузку и загрузку их назад в транспорт.

«Все это увеличивает сроки простоя вагонов и других транспортных средств и, как следствие, ведет к удорожанию или срыву поставок товаров, порче продукции, подрывает позиции украинских товаропроизводителей», — отметили в ФРУ.
Наличие проблем с прохождением грузов через российскую границу подтверждают и компании, опрошенные «Капиталом».

«Официально никаких новых торговых ограничений со стороны России не введено, изменений таможенного законодательства также не произошло. Однако с 13 августа в отношении нашей продукции начали проводиться дополнительные мероприятия по таможенному контролю. Прежде всего это сплошной досмотр с перевеской всего поступающего металла», — говорится в официальном комментарии группы «Метинвест».

Ранее таможенный досмотр в отношении этого и других импортеров осуществлялся выборочно, количество досматриваемых вагонов с продукцией «Метинвеста» не превышало нескольких штук за квартал.

«Также российская таможня стала в некоторых случаях требовать отбора проб, из‑за чего нарушается целостность металлопродукции. Все это оборачивается для нашей компании серьезными финансовыми потерями», — констатируют в компании.

Это далеко не весь перечень преград, которые приходится проходить экспортерам. К ним добавились тотальные проверки подлинности сертификатов происхождения импортируемой из Украины металлопродукции с отправкой их на экспертизу в Москву. А такие проверки, по мнению участников внешнеэкономической деятельности, могут длиться до двух месяцев.

«Ранее подлинность сертификатов происхождения на продукцию нашей компании никогда не ставилась под сомнение», — говорится в сообщении «Метинвеста».

По словам представителя Союза молочных предприятий, аналогичные проблемы ощутили и производители «Альмира» и «Дубномолоко». «Помимо бюрократических преград с прохождением товара через границу, эти предприятия столкнулись с требованием уплатить пошлину в размере 15 %, хотя Украина поставляет свою продукцию на рынок России без ограничений.

Об официальном изменении порядка мне ничего не известно», — добавил собеседник издания. Проблемы с прохождением грузов есть и у кондитеров, но в отношении каких компаний, кроме марки Roshen, в Укркондпроме подтвердить не взялись.

Ранее руководитель титанового бизнеса Дмитрия Фирташа Group DF Александр Вотинцев рассказал о затягивающихся проверках продукции «Крымского титана» в России, а также о включении предприятия в список 46 компаний, которые российские таможенники должны проверять с особенной тщательностью.

Затруднились прокомментировать наличие проблем в экспорте в «ArcelorMittal Кривой Рог» и ИСД. Неофициально подтвердили затяжные проверки своей продукции в «Стальканат-Силур», сообщив, что на задержку в получении грузов жалуются российские компании-потребители.

В результате всего этого создаются транспортные очереди на российских таможенных пунктах и срываются сроки поставок товаров из Украины в Россию, в том числе для российских потребителей из нефтегазовой и других системных отраслей российской экономики.

«Это ведет к подрыву деловой репутации, а также значительному материальному ущербу как украинских поставщиков, так и российских импортеров», — отметили производители, столкнувшиеся с проблемами на российской таможне.

ФТС России пока отказалась что‑либо говорить о ситуации. Сегодня ожидается официальное заявление службы по этому вопросу.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама