Министерство внутренних дел намерено оставить Киев без ГАИ, заменив автоинспекцию полицейской патрульной службой. Похожий формат работы уже был опробован в Хмельницком, но ситуацию на дорогах в лучшую сторону он пока не изменил.
Хмельницкий урок
Вчера министр внутренних дел Арсен Аваков анонсировал создание полицейской патрульной службы в Киеве, которая должна заменить Государственную автомобильную инспекцию. На своей странице в Facebook Аваков написал, что отбор начинается с 20 января 2015 г., принять в нем участие могут все желающие. После конкурсного отбора и трех месяцев тренингов и обучения новая служба выйдет на столичные дороги.
Советник министра МВД Зорян Шкиряк рассказал «Капиталу», что сейчас этот вопрос прорабатывается внутри ведомства, поэтому более детальная информация будет обнародована позже. «Знаю точно, что будут сформированы конкурсные комиссии, принципы отбора для них сейчас разрабатывают. Скоро обо всем расскажет первый замминистра Эка Згуладзе», — сообщил он изданию.
По словам первого заместителя председателя Киевской городской государственной администрации Игоря Никонова, столичная власть позитивно воспринимает идею руководства МВД, но конкретики о проекте от ведомства Авакова КГГА пока не получала.
В экспертном совете по вопросам реформирования МВД отметили, что их пока также не привлекали к работе по созданию патрульной службы в столице. Заместитель председателя совета Олег Мартыненко говорит, что даже не встречался с новым заместителем Авакова Згуладзе. «Думаю, Аваков спешит, чтобы быстрее добиться результата, но на сегодняшний день нет даже внутренних министерских данных по эксперименту в Хмельницком», — подчеркнул он.
Летом 2005 г. президент Виктор Ющенко подписал указ о ликвидации ГАИ. На ее месте анонсировалось создание дорожной милиции и патрульной службы
Напомним, в рамках реформирования системы МВД Кабинет министров одобрил проведение в Хмельницком эксперимента по совместной работе дорожно-патрульной службы и патрульно-постовой службы (ППС). В апреле министерство должно подать отчет и предложения по объединению двух служб.
Как рассказала изданию начальник сектора связей с общественностью в Управления МВД в Хмельницкой области Инна Глега, в эксперименте принимают участие 20 сотрудников ГАИ и 33 — ППС. Из них сформированы экипажи по три человека. Пока они патрулируют город не круглосуточно, а только с 16:00 до 23:00. На круглосуточное патрулирование экипажи перейдут после 26 декабря, когда закончат курс обучения по программе МВД и сдадут соответствующие экзамены. «Эксперимент закончится 24 февраля. Затем в течение недели будут подведены итоги. Эксперимент финансирует МВД из специального фонда, нам выделили 240 тыс. грн на закупку топлива и формы, а из Киева передали 12 патрульных автомобилей Toyota Prius», — уточнила Глега.
По ее словам, обучение и тренинги проводят отечественные специалисты, а американский эксперт Рональд Гленсор, которого в МВД называют руководителем эксперимента, лишь прочитал несколько лекций на темы сотрудничества милиции и местной общины.
В свою очередь представитель регионального отделения общественной организации «Дорожный контроль» Олег Бондаренко сообщил «Капиталу», что объединение в городе служб ГАИ и ППС не изменило ситуации на дорогах. Он отмечает, что патрульной службе поручили функции ГАИ, при этом не внесли изменений в нормативные документы для выполнения своих полномочий. Это полный бардак и показуха, а на деле «гаишников» сделали таксистами для ППС, больше не поменялось ничего», — сетует он.
Неудачная попытка
Это не первая попытка реформировать ГАИ. Летом 2005 г. президент Виктор Ющенко подписал указ о ликвидации автоинспекции. На ее месте анонсировалось создание дорожной милиции и патрульной службы. На период образования новых ведомств функции по обеспечению безопасности на дорогах передали МВД. За два года было уволено почти 7 тыс. сотрудников ГАИ, а количество аварий со смертельным исходом значительно увеличилось. В итоге в 2007 г. департамент восстановили, а его реорганизацию признали ошибочной.
Как пояснил бывший заместитель начальника управления Департамента ГАИ Василий Зайченко, тогда реформу пытались провести на бумаге, без комплексных мер по изменению работы автоинспекции. То его мнению, теперь для создания единой патрульной службы в первую очередь необходимо вносить изменения в действующее законодательство. Нельзя взять и за три месяца просто сделать новую службу. Уже сейчас возникает вопрос: кто будет заниматься оформлением ДТП — дорожная полиция или патрули? Подобная ситуация и с нарушением ПДД, если возвращать видеофиксацию в старом виде, то суды завалят исками», — указал собеседник издания.
Напомним, в октябре Кабмин утвердил концепцию реформирования МВД. Согласно этому документу, объединение ГАИ и ППС должно состояться уже в 2015 г. Кроме того, планируется создание дорожной полиции, которая которая займется патрулированием автодорог государственного значения за городом и обеспечением безопасности движения на них.