На протяжении последних девяти месяцев правительство так и не смогло найти замену экс-главе Антимонопольного комитета Василию Цушко, который был отправлен в отставку парламентом в конце марта. Долгое время на эту должность прочили партнера международной юридической группы AstapovLawyers Антонину Ягольник, кандидатуру которой поддерживал Кабинет министров. Но как‑то пока не сложилось…
Пока комитетом, как исполняющий обязанности, руководит Николай Бараш, который и рассказал «Капиталу» о том, какие дела удалось рассмотреть, с какими сложностями пришлось столкнуться.
— Сколько дел рассмотрел в этом году АМКУ? На какую сумму оштрафовали нарушителей? В каких отраслях чаще всего имели место нарушения антимонопольного законодательства?
— В январе-ноябре начато 2033 дел о нарушениях законодательства и защите экономической конкуренции. За этот же период наложено 85,3 млн грн штрафов, из которых нарушители уплатили в бюджет 25,5 млн грн. Статистики за одиннадцать месяцев по отраслям пока нет. Но за девять месяцев 2014 г. самое большое количество нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунального хозяйства (21 %), административных услуг (13 %), далее — агропромышленный комплекс (11,5 %), охрана здоровья (7 %), обращение бытовых отходов (6,3 %), транспорт (4,5 %) и пр.
— Какая часть компаний — из тех, на которые были наложены штрафы, — безоговорочно согласились их оплатить и не стали оспаривать штрафные санкции в суде?
— Большинство. Например, в январе-ноябре в судах было обжаловано только 14 % от общего количества принятых решений. Полностью или частично недействительными признан примерно 1 % решений комитета.
— В связи с чем АМКУ оштрафовал компанию «Житомирські ласощі» на 80 тыс. грн., «Винни-Фрут» на 34 тыс. грн., а УВК Nemiroff — на 200 тыс. грн.? Эти компании штрафы заплатили?
— Компании Nemiroff и «Вини-Фрут» оштрафованы из‑за того, что не предоставили запрашиваемую АМКУ информацию в нужном нам объеме и в положенные сроки. «Житомирські ласощі» нарушили закон «Об экономической конкуренции», поскольку не получили разрешения органов Антимонопольного комитета на слияние компаний «Житомирські ласощі» и «Будстайл-XXI». Штраф пока оплатила только компания «Житомирські ласощі».
— Заместитель главы администрации президента Дмитрий Шимкив сетовал по поводу резкого увеличения размеров штрафных санкций. Дескать, прежде средний штраф был 430 тыс. грн., а сегодня — 50 млн грн. Он с вами этот вопрос обсуждал?
— Тут важна предыстория. Рассматривалась деятельность двух французских компаний, одна из которых ,«Лакталис Украина», является подразделением крупнейшей в Европе молочной компании. Киевское территориальное отделение расследовало восемь дел против «Лакталис Украина». Предметом расследования, в частности, была информация, размещенная на этикетках продукции компании. По двум из восьми дел были вынесены штрафы на общую сумму 44 млн грн. Компания свою вину не признает: часть санкций пытается отменить через суд. Интересы компании поддерживает посольство Франции, которое и привлекло внимание Дмитрия Шимкива к работе АМКУ. Именно тогда он сделал резкое заявление. Но когда я ознакомил Шимкива во время встречи со всеми обстоятельствами дела, он свои претензии к АМКУ снял. Поскольку по остальным эпизодам недобросовестной конкуренции между комитетом и компанией достигнуто полное взаимопонимание. Мы что‑то рекомендуем, компания рекомендации выполняет. Более того, совместная работа по устранению неких недочетов, как на молочном рынке, так и на рынке фармпродукции, продолжается и сегодня.
Длинное расследование
— Почему до сих пор нет решения по самому резонансному делу на рынке продовольственного ритейла — расследованию в отношении экономически не обоснованного повышения цен и картельного сговора между крупнейшими украинскими операторами в 2010‑11 гг.?
— Сейчас это дело находится на этапе принятия решения. В соответствии с процедурными требованиями комитет еще 4 сентября 2013 г. отправил всем ритейлерам предварительные результаты расследования. В этом документе были приведены основные доказательства и выводы комитета с указанием возможных штрафных санкций. После этого к нам поступила масса писем от сетей, в которых они отрицали свою вину. Учитывая большое количество желающих предоставить свои доводы, время предоставления ответов было увеличено с 10 дней до двух месяцев. Затем, проанализировав все предоставленные документы, АМКУ пришел к выводу, что у сетей удовлетворительных аргументов нет. После этого на протяжении первого полугодия 2014 г. мы обсуждали с ответчиками проблемы развития рынка, заслушали все стороны дела. Мы старались найти конструктивное решение. Более того, во время наших заседаний некоторые сети предлагали некие механизмы. Но дальше разговоров дело не пошло. В конце ноября мы вновь провели слушания с ответчиками — торговыми сетями. Однако они заняли неконструктивную позицию и фактически отказались от диалога. Насколько мне известно, ритейлеры даже написали открытое письмо к руководству страны относительно действий АМКУ.
— Вы неоднократно упоминали, что в процессе «продовольственно-сетевого» расследования очень глубоко погрузились в тему. Справедливы ли жалобы поставщиков на то, что сети постоянно увеличивают продолжительность отсрочки платежа, размер маркетинговых бюджетов?
— Ну, комитет отсрочки платежей и размеры маркетинговых бюджетов постоянно не мониторит. Но наши исследования показали, что эти инструменты предоставляют продавцам 25‑30 % дополнительного дохода. Показательной является реакция поставщиков, с которыми мы обсуждали эту проблему в середине ноября. Их представители заявили, что тенденция к смягчению требований со стороны ритейлеров не наблюдается.
— Насколько вероятна консолидация рынка крупнейшими ритейлерами в ближайшие пять лет, как то прогнозируют аналитики?
— Вероятность исключительно высокая. Например, если в 2010 г. доля пяти крупнейших сетей на рынке ритейла Киева составляла 58 % от общего объема рынка сетевой торговли, то в 2012 г. она выросла до 65 %. В Днепропетровской области тенденции аналогичные. Например, доля одной сети составляет около 50 %, а трех — 76 %. Но в других регионах страны концентрация ритейла намного ниже. В большей части из них доля одного игрока не превышает 35 %. На мой взгляд, рост концентрации торговых сетей предоставит им дополнительные возможности воспользоваться «рыночной властью».
— А как комитет может повлиять на взаимоотношения ритейлеров и поставщиков? Подходящие рычаги найдутся?
— Урегулировать отношения между поставщиками и торговыми сетями необходимо. Комитет считает, что самые эффективные меры: создание эффективных механизмов саморегулирования рынка, принятие закона «О внутренней торговле», наложение комитетом определенных обязательств. Например, по результатам расследования комитет планирует обязать сети выполнять такие условия работы : установить максимальные сроки расчета за поставленные товары и запретить ритейлерам предоставлять дополнительные услуги поставщикам без экономического обоснования и четкого расчета стоимости.
— Есть ли у АМКУ возможность заставить сети выполнять эти требования?
— Мы будем пристально следить за работой сетей. Напомню, в соответствии с отечественным законодательством, невыполнение требований комитета карается штрафом в размере до 10 % от годового оборота компании.
Другие нарушители
— Завершилось ли расследование в отношении крупнейших продавцов топлива, которое касалось повышения цен на нефтепродукты в январе-апреле 2014 г.? Каковы результаты расследования и вынесено ли решение? Какая сейчас обоснованная цена бензина марки «А-95» на АЗС?
— Территориальные отделения Антимонопольного комитета начали рассмотрение 87 дел о злоупотреблении монопольным положением в отношении компаний «Лукойл Украина», «Окко нефтепродукт», «ВОГ Ритейл», «Золотой экватор» и «Альянс Холдинг». Сейчас расследование находится на завершающей стадии — готовится представление о предварительных выводах. Комитет установил, что по состоянию на 18 декабря (при средневзвешенном курсе на межбанке в 15,75 USD / UAH) розничные цены на автозаправочных комплексах были в среднем на две гривни за литр выше, чем могли бы быть при существенной конкуренции на рынке. Хотел бы отметить, что расследование АМКУ сдерживает игроков. Продавцы топлива еще весной этого года на встречах с представителями комитета заявляли, что стоимость топлива марки «А-95» должна составлять 18‑20 грн за л. Но хотя курс с тех пор подрос, продавцы топлива не рискнули повысить цены на бензины до такой отметки.
на 85,3 млн грн АМКУ оштрафовал нарушителей в январе-ноябре этого года
— Выполняются ли рекомендации АМКУ по демонополизации рынка табачными компаниями?
— Еще с апреля в адрес комитета стали поступать массовые обращения народных депутатов, представителей центральных органов власти, которые касались злоупотребления монопольным положением «Торговой компанией «Мегаполис-Украина» (крупнейший дистрибьютор табачных изделий. — «Капитал»). Но доказательств нарушения законодательства заявители не представили, поэтому комитет самостоятельно начал расследование на этом рынке. Мы отправили около 100 запросов в разные органы, но столкнулись с проблемой. Разные официальные источники предоставляли основательно разнящиеся официальные данные. Одно ведомство, например, оценило объем рынка сигарет в 54,7 млрд шт., другое — в 205,66 млрд шт. Сейчас исследование рынка продолжается. Но чтобы разрешить текущие проблемы, 22 апреля АМКУ выдал обязательные к исполнению рекомендации. Компания «Мегаполис-Украина» должна создать такие условия работы, какие бы существовали при значительной конкуренции на рынке табачных изделий. Четыре основных производителя: «Филип Моррис Украина», «Джей Ти Интернешнл Украина», «Империал Тобакко Продакшн Украина», «В. А. Т. — Прилуки» не должны препятствовать выходу на рынок новых компаний.
— АМКУ порекомендовал производителям яиц снизить цены. Производители прислушались или придется начинать расследование?
— 25 марта комитет выдал рекомендации 29 основным производителям — птицефабрикам и 19 сетям — воздержаться от установления экономически не обоснованных цен на куриные яйца. Стороны наши рекомендации выполнили. Например, производители, которые входят в группу «Авангард», снизили оптовые цены с 8,2 грн до 6,2 грн за десяток. Средние розничные цены в торговых сетях снизились на 21 % — с 9,92 грн до 7,8 грн за десяток. Поэтому в расследовании необходимости нет.
— Обращалась ли авиакомпания «Атласджет Украина» в АМКУ с заявлением об антиконкурентных действиях со стороны авиакомпании «Международные авиалинии Украины» и Госавиаслужбы? Как вы можете прокомментировать суть заявления? Когда будет принято решение по этому заявлению?
— 8 декабря в Антимонопольный комитет поступило объемное обращение с многочисленными приложениями от компании «Атласджет Украина», которое касается антиконкурентных действий авиакомпании «Международные авиалинии Украины» и Государственной авиационной службы Украины. Сейчас это заявление изучается. Если нарушения будут обнаружены, то комитетом будут приняты соответствующие меры.