1. Хорошую вещь фискальной службой не назовут. Считаю, что основная ошибка в налоговой политике 2014 г. — это отказ от стратегии «от сервисного органа к фискальной службе». Фактически, это разворот на 180 градусов, который будет иметь долгосрочные негативные последствия, причем как для самих налогоплательщиков, так и для коллектива налоговой службы. Сама по себе реорганизация Министерства доходов и сборов была ошибкой. Именно из‑за этого поспешного решения сегодня возникла ситуация, когда постоянная смена министров финансов не дает реализовать налоговые реформы, даже те, что позитивны для бизнеса. Например, сокращение количества налогов и уменьшение ставок единого соцвзноса, налогообложение пассивных доходов. Более того, сегодня таможня, налоговая служба и налоговая милиция работают в формате «лебедь, рак и щука», а воз, как говорится, и ныне там.
2. Провальная кадровая политика. По сути, система работы в налоговых органах полностью развалена, коллектив демотивирован и не понимает, как ему работать, какие задачи перед ним стоят. В этом году впервые за все время существования налоговой службы в том или ином виде не была проведена даже коллегия! О каких реформах вообще может идти речь, когда г-н Билоус боится разговаривать со своим коллективом и передает задачи через помощников с непонятным статусом и уровнем профессионализма? Люди «тихоничегонеделают». К сожалению, такова ситуация сегодня не только в ГФС, но и в большинстве органов власти сегодня.
3. Закон о трансфертном ценообразовании отложен в долгий ящик. Через офшоры и низконалоговые юрисдикции проходит до 70 % экспорта Украины. Только с начала 2014 г. поставки товаров в такие страны выросли на четверть и уже обошлись нашему государству в более чем 200 млрд грн. А закон о трансфертном ценообразовании, который позволил бы уже с мая 2014 г. контролировать сделки между связанными лицами, так и не стал эффективным инструментом — усилиями небезразличных лоббистов суть закона размыта, соответственно, поступлений в бюджет нет.
4. НДС-счета как страшилка для бизнеса. Уже с января 2015 г. весь украинский бизнес, по идее, должен перейти на электронное администрирование НДС, то есть на работу с так называемыми НДС-счетами. Риски для бизнеса существенны, о них в один голос говорят и эксперты, и предприниматели. Это и вымывание оборотных средств предприятий, и отсутствие норм о налоговом кредите, который возникнет до 1 января. При этом проблема возмещения НДС бизнесу так и не решена. В текущем году по сравнению с прошлым субъекты хозяйствования на свои расчетные счета получили на 15 % меньше сумм возмещения. Общая сумма задолженности по НДС перед бизнесом не уменьшается с начала года, даже несмотря на выпуск в этом году ОВГЗ на сумму 6,8 млрд грн.
5. Отказ от мер по борьбе с контрабандой на таможне. Система сканирования грузов отменена, электронные замки пущены в утиль. В страну вновь хлынули потоки контрабанды. Вряд ли к числу эффективных мер по борьбе с контрабандой можно считать пятую по счету смену начальника Одесской таможни.
6. Отсутствие решимости для ликвидации налоговой милиции. Считаю, что налоговую милицию нужно ликвидировать. Да, вы не ослышались: в том виде, в котором она существует сегодня, она никому не нужна. Но вместо того чтобы пойти навстречу бизнесу, руководство ГФС при поддержке правительства лоббирует создание Службы финансовых расследований со значительно бОльшими полномочиями, чем сегодня имеют налоговые милиционеры.
7. Иллюзия борьбы с коррупцией. Вы слышали, чтобы кого‑то из налоговиков поймали на взятке в этом году? Даже злосчастного экс-ректора освободили. Сейчас никто в ГФС не занимается системной работой по борьбе с коррупцией, ибо борьбы никакой по факту нет. Одно радует — сами люди боятся. Хоть в чем то закон о люстрации работает, но надолго ли?
8. Недобор поступлений в бюджет — это не ошибка, это системная проблема в руководстве налоговой. Это не только и не столько следствие военных действий и системного кризиса в экономике. Сегодня теневая экономика не просто катастрофически выросла —она пришла в хаотическое состояние. По сути, руководству ГФС не бороться с теневой экономикой проще, чем бороться. Проще переписывать план поступлений задним числом и уповать на девальвацию гривни, чем системно работать над детенизацией.
9. Назад в прошлое. Тотальный отказ от инноваций в работе налоговой службы негативно отражается на работе с налогоплательщиками. Так и не запущен в работу «Электронный кабинет плательщика налогов»; идея электронной проверки, уже полностью готовая к реализации к концу прошлого года, зарублена на корню. Даже сам департамент обслуживания плательщиков налогов в ГФС ликвидирован за ненадобностью. Ну да, зачем этих самых налогоплательщиков, обслуживать, если можно просто прийти к ним с маски-шоу? (см. ошибку № 6).
10. «Железная комната» как официальная информационная политика. За последний год налоговая служба превратилась в самый закрытый и сверхсекретный орган власти. Кроме популистских заявлений руководства о призрачных мегареформах и злодеяниях «папередников», общественности не представлена информация ни по основным бюджетным показателям, ни по планам работы, а публичные обсуждения реформ проводятся для галочки. Даже реакция на критику в СМИ на сайте ГФС размещается раз в полгода. И вряд ли от того, что налоговую стали меньше критиковать. Такое впечатление, что руководство ГФС закрылось в пресловутой сверхсекретной «железной комнате» и потеряло от нее ключи.