66‑й Международный кинофестиваль в Локарно завершился убедительной победой китча и попыткой упразднить жанровость в кино. Главный приз одного из самых старых и значимых кинофорумов мира достался испанскому режиссеру Альберту Серра за фильм «История моей смерти» о встрече Казановы и графа Дракулы.
Фестиваль в швейцарском Локарно по праву считается наиболее весомым кинособытием после Каннского, Венецианского и Берлинского. Причем в последние годы тот же Каннский, по красной дорожке которого дефилируют не только любимцы поклонников авторского кино, но и голливудские звезды, все чаще становится объектом критики. Так, получивший в этом году почетный «Золотой леопард» за заслуги перед кинематографом грузинско-французский режиссер Отар Иоселиани (кстати, свой последний фильм «Шантрапа» мэтр и живой классик снимал в Украине при поддержке украинской кинопродюсерской компании) от души прошелся в своей речи по ударившимся в коммерциализацию Каннам. По его словам, локарнский фестиваль остался чуть ли не последним оплотом кино как искусства.
Программа нынешнего киносмотра отчасти подтверждает слова Иоселиани. Новый программный директор фестиваля Карло Шатриан, раньше заведовавший там ретроспективами, убежден, что у кино не должно быть границ — в том смысле, что ему тесно в жанровых рамках. Кроме того, он стремится к тому, чтобы фестиваль перестал быть «гетто для киноманов», и отбирает для показов также зрительские развлекательные ленты, а не только рафинированные картины «не для всех». Впрочем, большинство из 300 фильмов, показанных в Локарно, это молодое экспериментальное кино. Тут и романтическая комедия с элементами порно «Влажные места» немца Давида Внендта, и «Варварские страны» супругов-режиссеров Ерванта Джаникяна и Анджелы Риччи-Лукки — попытка стереть границу между игровым и документальным кино. Нашлось в программе место и видеоинсталляциям на грани между кино и рефлексией вроде «Выставки» Джоанны Хогг, и японской фантастике на тему странностей современных людей, которые путают реальность с виртуальным миром — «Реал» Киеси Куросавы.
Триумфатором фестиваля этого года стал Альберт Серра, которого критики называют «гением нового времени». В «Истории моей смерти» он смешал в единое целое гротеск, реализм и мистику. Его ставший пенсионером Казанова ведет себя довольно непристойно на экране — физиологичность и натуралистичность в картине зашкаливают и завораживают одновременно. Зато жизнь вышедшего в тираж великого любовника в трактовке Серры заканчивается весьма оригинально — кровавой встречей с Дракулой. Испанский режиссер, снимавший раньше «религиозное кино», проповедует фанатичную любовь к форме — в его фильме скрупулезно выстроенная картинка и нагнетание атмосферы главенствуют над содержанием, уступая ему место лишь во второй части картины. Эту киноработу, пожалуй, можно считать символом завершившегося фестиваля и подтверждением тенденции в авторском кино, рвущемся из рамок жанров.